18:21 Станислав Лем - писатель предвосхитивший многие открытия | |
Станислав Лем действительно величина планетарного масштаба, признанный классик мировой литературы Его книги, общий тираж которых более 30 млн экземпляров, переведены на 40 языков. И это не только научно-фантастические романы. Станислав Лем был автором сатирических и философских произведений, а также замечательных фундаментальных трудов. Например, в своей книге «Сумма технологий» он предвосхитил создание виртуальной реальности, искусственного интеллекта, нанороботов. Эти и другие прогнозы «пана Станислава» чудесным образом воплощались в жизнь. Он родился во Львове 90 лет назад, 12 сентября 1921 года (ушёл из жизни 27 марта 2006-го), учился во Львовском университете, а после войны перебрался в Краков, где продолжил изучать медицину в Ягеллонском университете. Однако, как Чехов и Булгаков, карьеру врача забросил – начал писать рассказы, печататься в журналах. По-настоящему громкий успех пришёл к Лему в 1951 году с публикацией романа «Астронавты» – о последствиях глобальной войны с применением ядерного оружия. Книга полна занимательных подробностей: как устроены космические корабли, как организованы околоземные станции для «дозаправки» перед полётами к другим планетам, как действуют системы искусственной гравитации. После «Астронавтов» один за другим он выпустил «Звёздные дневники Йона Тихого», «Магелланово облако», «Диалоги», «Следствие», «Эдем», «Возвращение со звёзд». С каждым новым романом, вышедшим из-под пера Станислава Лема, вырабатывался его неповторимый стиль, в котором гармонично сочетаются взгляды мыслителя и почерк художника, многогранность знаний и острый юмор. По существу, Станислав Лем – это новое слово в литературе. Поэтому так трудно определить направления, в которых написаны его книги, или подвести их под общий знаменатель. Сам писатель решительно отвергал попытки назначить его представителем жанра научной фантастики. Лем не раз признавался, что ему тесно существовать в рамках этого жанра. В конце концов он полностью к нему охладел, когда научно-фантастическая литература начала всё больше ассоциироваться с массовой культурой. Став в 1973 году почётным членом Американской ассоциации писателей-фантастов, Станислав Лем уже через три года был со скандалом из неё исключён – он назвал научную фантастику США «макулатурой», далёкой как от науки, так и от настоящей литературы, и обвинил в чрезмерной заинтересованности её авторов в извлечении прибыли в ущерб новым идеям и формам. Тем не менее для большинства людей в нашей стране Станислав Лем так и остался фантастом, прежде всего автором «Соляриса». Это шедевр научной фантастики, великолепная выдумка о встрече с Океаном, который обнаруживает в людях их тайны и трагедии. Исследуя «контакт» с представителями внеземного разума, писатель поднимает важнейшие философские и нравственные проблемы, проблемы совести и моральной ответственности, затрагивает метафизические и теологические темы. Не случайно книга, содержащая глубокие размышления автора о Боге, вышла на русском языке без купюр только в 1976 году – спустя 15 лет после публикации «Соляриса» в Варшаве. К тому времени на мировых экранах уже несколько лет демонстрировался знаменитый фильм Андрея Тарковского. Картина, награждённая в 1972 году Большим специальным призом Каннского фестиваля, не понравилась автору романа. «Солярис» – это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским, – признавался писатель. – Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм.Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле – прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот». Станислав Лем не любил смотреть экранизации своих книг, чтобы, как говорил он, «не лишиться творческой мотивации к созданию чего-то нового». Несмотря на сложные отношения с кинематографом, его сюжеты то и дело возникали в картинах известных режиссёров. Например, киборг из культового фильма Джеймса Кэмерона «Терминатор» был описан Лемом в повести «Маска» (1976), а главная идея ленты братьев Ларри и Энди Вачовски «Матрица», воспринятая многими как откровение, на самом деле явилась упрощённым изложением мыслей, высказанных писателем в повести «Футурологический конгресс» (1971). В интервью, которое Станислав Лем дал незадолго до своей кончины в 2006 году, он рассказал, книги каких писателей-фантастов ему интересно читать: «Я очень хорошего мнения о братьях Стругацких, хотя финал «Пикника на обочине» не кажется достаточно убедительным. Эта книга пробуждает во мне зависть, которую можно выразить словами: «Это я её должен был написать». Эта вещь замечательна тем, что представляет собой совершенно новый подход к классической теме, разработанной ранее Уэллсом в его «Войне миров», – истории вторжения на Землю». Высказал писатель и своё мнение об Интернете: «Всякую новую технологию можно использовать как во вред, так и во благо людям. Соблазн всегда располагается между протянутой рукой и плодом. А как только берёшь плод в руку, он оказывается гнилым и негодным. То же и с Интернетом – он теряет своё премущество, когда вирусные атаки парализуют все его сети. Технология открывает новые возможности для злого умысла. Недавно я читал статью о молодом человеке, пытавшемся захватить контроль над компьютером американского авианосца. Написал бы я такой рассказ лет тридцать назад, и все решили бы, что я свихнулся. Тем не менее сегодня такое возможно. Технология движется вперёд, однако контроль за направлением движения ещё очень слаб».
Автор: Юрий Акимов | |
|