аинство соборования, или елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, есть таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем, призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Таинство елеоосвящения восходит к
апостолам, которые, получив от Иисуса Христа "власть исцелять болезни",
"многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6.13). Наиболее полно
сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном
послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и
пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва
веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи,
простятся ему" (Иак. 5, 14-15).
Итак, елеосвящение - таинство
исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: "Вовсе не
сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек
находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве
страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю
духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь
благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы
отчаяния, - я могу прибегать к соборованию".
Как происходит соборование? В центре
храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд
с елеем на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и
семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого
Писания.
Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.
Возгласом "Благословен Бог наш ныне,
и присно, и во веки веков" начинается молитвословие с перечислением
имен соборующихся. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и
молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех,
кто будет им помазан. Вино в масло вливается в память о милосердном
самарянине, о котором рассказал Господь в Свое притче: как некий
самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и
"перевязал ему раны, возливая масло и вино" (Лк. 10:34).
Звучат песнопения, это молитвы,
обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными
исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и
Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют
освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух
сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей,
сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить.
При каждом помазании читается
молитва: "Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего
Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего и от смерти
избавляющего, исцели и раба Твоего (или рабу Твою) от обдержащие
(охватившие) его (или ее) телесные и душевные немощи и оживотвори его
(или ее) благодатию Христа Твоего"... Далее следует молитвенное
призывание Пресвятой Богородицы, Животворящего Креста, Иоанна
Крестителя, апостолов и всех святых.
Заканчивается Елеосвящение
соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над
ними, говоря: "Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на
головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и
сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель
наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение..."
Кроме исцеления от болезней,
елеосвящение дарует нам прощение забытых грехов (но не сокрытых
сознательно). По немощи памяти человек может исповедать не все свои
согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность
соборования. Через прощение грехов приходит и очищение, и часто
исцеление или терпеливое перенесение недуга ради Господа.
Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.
Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника.
При подготовке материала использовались следующие труды:
"Азы православия", К. Слепинин.
"О таинствах Церкви в изложении для детей", С. Рукова.
"Закон Божий", протоирей Серафим Слободской.
|