ВЕЛИКИЙ ДВУНАДЕСЯТЫЙ ПРАЗДНИК
БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
25 марта/7 апреля
Благовещенье Пресвятой Богородицы.
Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле. XVII век
О ПРАЗДНИКЕ
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии -
так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник,
посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии
тайны воплощения от Нее Бога Слова. (Лк. 1, 26-38).
Это священное событие, совершилось по церковному преданию 25 марта/7
апреля в шестой
Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна
Предтечи.
"Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..."
воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника
Благовещения. Превечный Совет Святой Троицы о Воплощении Единородного
Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его
спасения был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени
не только от людей, но и от Ангелов. Когда приблизилось время
воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та,
единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева -
Преблагословенная Отроко-вица Мария, -достойная послужить делу спасения
человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была
дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне (память 9
сентября) за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет,
когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться,
Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем
Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее
девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа,
Пресвятая Мария
продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. Святые отцы Церкви -
Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под
видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага
рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та
Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во
чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами
Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14). Пребывая в доме Своего Обручника старца
Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и
размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем
сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком
смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день
начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова,
Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и
приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов
его и размышляла, что значит это приветствие.
И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и
вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет
велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол
Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и
Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это,
когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на
Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется
Сыном Божиям... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по
слову твоему. И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 28-38). Непоколебимая,
глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение,
соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле,
явились той благодатной Нивой (сравнение, взятое из Акафиста
Благовещению, икос 3), в недрах которой возник Благословенный
Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи
всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия
полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день
Благовещения неоднократно возглашает: "днесь спасения нашего главизна и
еже от века таинства явление..." День Благовещения является и днем
воплощения Спасителя:
от 25 марта до 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, ровно
девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения вспоминает это
дивное и непостижимое умами смертных Таинство. Всемогущий Бог великим
Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир,
чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий
становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы
Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и
обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его
Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые
грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности
всех людей. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в
Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность
вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы
христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за
них перед Божественным Ее Сыном.
Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее
IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия
Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие,
появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских
катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы.
В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел
Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в
ушах), предстоящий (прямо или коленопреклоненный) перед Святой Девой; в
левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия,
правой рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила -
трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в храмине) и
благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова:
Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14). Встречаются древние иконы
Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева
изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах,
например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама
Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе
Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен
явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения.
Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена
стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен
благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало
искупления рода человеческого, с древних времен по церковному
законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают
вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об
отверзении для над рая, так как это священное событие явилось
"главизною" нашего спасения.
ГИМНОГРАФИЯ
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, рабы Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу.
Яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных.
Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию
да вопиют: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
ПРОПОВЕДИ