Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис).
По своему началу покаяние, как и другие таинства Православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни. Так, Господь в беседе о прощении согрешающим говорил апостолам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать и была преподана апостолам и их преемникам Иисусом Христом по воскресении, когда он часто беседовал с учениками об устройстве Своей Церкви и учреждал для нее таинства. Однажды, явившись ученикам после воскресения, Спаситель сказал: «Мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20, 21—23). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или удержание их представляется делом Божиим. В этом и состоит таинство.
О таинстве Покаяния у христиан апостольского времени мы находим указания в книгах Священного Писания (Деян. 19, 18; Иак. 5, 16). По объяснению толкователей, эти места Свящ. Писания показывают, что исповедь была общеизвестна христианам апостольского времени и что они исповедовали грехи свои пред строителями таин Божиих (1 Кор. 4, 1). Уже в апостольский век исповедание грехов, смотря по обстоятельствам, было или тайное, или открытое, публичное. Публичное покаяние требовалось от тех христиан, которые своими грехами производили соблазн в Церкви
Наряду с публичным покаянием (общественным), в древней Церкви было в обычае и частное покаяние, или исповедание грехов пред одним только епископом или пресвитером. Оно совершалось по желанию кающегося и состояло в открытии грехов и разрешении их с молитвою и возложением рук. О частном покаянии говорят Климент Римский, Ориген, Киприан и др. Климент Римский увещевает не стыдиться исповедовать тайные грехи настоятелю, чтобы от него, при помощи слова Божия и наставлений, получить исцеление.
Практика публичного покаяния продолжалась в Церкви до конца IV века. При Константинопольском патриархе Нектарии (
Побуждением
к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее тайной было то,
что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена при
строгости нравов того времени и ревности к благочестию, казалась
тягостною для христиан последующего времени. Многие начали избегать ее
из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые
всенародно, могли послужить в соблазн для некоторых немощных христиан. А
потому, чтобы врачевство для одних не обратилось в погибельный яд для
других, Церковь, во избежание этой опасности, заменила публичную
исповедь тайной.
Какие же основные моменты покаяния?
В области чувства и
сознания — это «сокрушение о содеянных грехах», суд совести, осуждение
своего греховного прошлого, омерзение грехом, ненависть ко греху и (в
результате чего — в области воли) желание и решимость порвать с этим
греховным прошлым, решимость отказаться от греховного направления своей
воли, твердое обещание впредь блюсти себя от грехов и исправить свою
жизнь. И все это должно быть соединено с горячей молитвой к Богу о
прощении грехов и освобождении от греха как внутренней силы, живущей в
человеке.
Посылаемая чрез таинство помощь Божия — благодать — есть естественное следствие скорбного вопля к Богу души, ищущей спасения, и твердой решимости не грешить, а не результат формального обряда исповеди; ибо любящий Господь всегда близ человека и постоянно «жаждет, Благосердый, нашего спасения и простирается дать прощение ищущим Его усердно и с любовию работающим».
СВЯЩЕННИК КАК СОВЕРШИТЕЛЬ ТАИНСТВА ПОКАЯНИЯ
Исповедь есть испытание и проверка пастырской любви.
«Исповедь для священника, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский,
— есть подвиг любви к своим духовным чадам, любви, не взирающей на
лица, долготерпящей, милосердствующей, не превозносящейся, не
гордящейся, не ищущей своих си (своего спокойствия, корысти), не
раздражающейся, все терпящей, николиже отпадающей».
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОКАЯНИИ