Прошло лихое время, когда
убивали и рушили всё, что напоминало о Боге. В Быковском, районе не осталось ни
одного храма. Как радуется душа, когда,
проезжая по необъятным просторам Руси, видишь древний храм, чудом сохранившийся.
Не меньше радуют и новые церкви, которые теперь, слава Богу, строят. Но у нас,
как будто пустыня: ни одного православного храма. Хорошо, что есть молельные
дома, в которых верующие могут собираться для совместной молитвы. Но ведь было время, когда в каждом селе была
церковь, а в некоторых сёлах даже две.
В межфондовом указателе к церквам в период с 1878 по 1917 г.г. сообщаются наименования церквей:
- Вознесенская церковь с. Верхний Балыклей.
- Иоанно-Богословская и Михайло-Архангельская с. Пролейка.
- Михайло-Архангельская с. Терновой Балки (см. Нижний Балыклей).
- Николаевская и св. мц. Параскевы с. Новоникольского.
- Покровская с. Калмыцкой балки.
- Покровская с. Широкое.
- Троицкая церковь с. Водяное.
Очень жаль, что не сохранилось их фотографий. Если есть у кого-то какая-либо информация по данной теме, будем рады, если вы поделитесь с нами.
Так же в Пямятных книжках Астраханской губернии имеются сведения о священниках сёл Царевского уезда: Пролейки, Новоникольскго и Верхний Балыклей за период с 1905 по 1915 г.г.
В Иоанно-Богословской церкви с. Пролейки служили:
1905 г. – Павел Ильин
1906 г. – Вакансия
1907 – 1912 г.г. – Алексей Добронравов
1913 – 1915 г.г. – Михаил Черняев.
В Николаевской церкви с. Новоникольского:
1905 г. – Александр Севастьянов
1906 – 1912 г.г. – Иоанн Соколов
1913 – 1915 г.г. – Иоанн Ильинский.
В Параскевенской церкви с. Новоникольского:
1905 – 1911 г.г. Петр Каспиев
1912 – 1915 г.г. – Константин Гранитов.
В Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей:
1905 г. – Виктор Маяцкий и Владимир Воробьёв
1906 – 1907 г.г. – Виктор Маяцкий и Евграф Каспиев
1909 г. – Николай Тощинский и Евграф Каспиев
1910 г. – Георгий Ардымский и Евграф Каспиев
1911 г. – Георгий Ардымский (второе место вакантное)
1912 г. – Алексей Трофимов и Иоанн Ястребов
1913 г. – Алесей Перфилов (второе место вакантное)
1914 г. – Алексей Перфилов и Дмитрий Ялынычев
1915 г. – Вакансия.
В документах Астраханской палаты
государственных имуществ имеется дело о «Перестройке Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей» за
1860-1867 гг. со следующими сведениями. 22 марта 1860 года на сельском сходе
жителей с. Верхний Балыклей выборные лица (в селе насчитывалось 115 чел.)
составили приговор о расширении церкви. Существующая деревянная церковь стала
тесна для прихожан и пришла в ветхость. На начало работ имелось всего 460 руб.,
недостающие средства предлагалось дополнить добровольными пожертвованиями.
Приговор был отправлен на «благоусмотрение» в Астраханскую палату Госимуществ.
По предписанию палаты в с. Верхний Балыклей был направлен инженер П. Нагурский,
который после осмотра церкви составил рапорт. Он писал, что церковь по тесноте
и неблаговидности требует следующих работ: надрубки всех стен и осмерика в
вышину, распространения средней её части посредством боковых пределов,
пристройки новой колокольни, обшивки стен новыми досками, покрытия кровли новым
железом. «Все эти работы обойдутся не многим дешевле новой церкви, и начинать
их с имеющимися у крестьян в наличии 460 р. нельзя, до тех пор, пока денежные способы
их яснее не обозначатся: ибо на 460 руб. едва только можно вывести одни
фундаменты под пределы и колокольню»- сообщал Нагурский. Он писал, что, не зная
«денежных средств» крестьян, нельзя приступить и к составлению проекта
перестройки церкви.
В 1862 году проект был составлен и не достающие по смете 3486 руб. крестьянами были собраны. 1 сентября 1863 года жители села, в том числе староста Тимофей Никулин, сборщик податей Устин Дробков, смотритель магазина Степан Головахин, вновь составили приговор с просьбой начать перестройку церкви. Подряд на работы взяли крестьяне села Федул Забнин и Тимофей Никулин и закончили перестройку в 1867 г.
В этом же фонде имеется дело "По отношению Астраханской духовной консистории об устройстве в с. Новоникольском молитвенного дома" за 1866г. Из документов видно, что часовня (она же называлась иногда церковью) к 1866 г. уже была в селе, но по "многолюдству прихожан" появилась необходимость построить новую. Крестьяне с. Новоникольского 10 апреля 1866 г. составили отзыв в Калмыцко-Балкское волостное правление для последующего сообщения в консисторию: "В обществе нашем на сооружение новой часовни имеются материалы: соснового леса 600 брусов, из коих распиленных 420... и13 сажень дикого камня под фундамент, и наличных денег 350 рублей серебром, по недостатку к постройке сей часовни денег обязуемся дополнить доброхотным пожертвованием".
Астраханская духовная консистория считала необходимым постройку в с. Новоникольком молитвенного дома с учреждением особого причта, тем более что "в смежных с сим селением местах, в последнее время стал распространяться в значительной степени раскол молоканства". (Ф. 794. Оп. 1.Д.1356. Л. 1-4.)
А вот такие свидетельства, об окончании одноклассной церковно-приходской школы, выдавали в с. Верхний Балыклей.
Ниже фотография священника Власия Дмитриевича Киселёва с семьёй, который служил в Нижнем Балыклее в ц.Михаила Архангела. Он был осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности и был приговорён к расстрелу с заменой казни на ссылку в лагерь сроком на 10 лет, где он и умер.
Мартыновский Иван Павлович, священник с. Луго-Широкого Пролейского р-на. Родился 20 мая 1875 г. в с. Виры Харьковского округа, сын псаломщика. 31 января 1938 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности назначена высшая мера наказания - расстрел. Расстрелян 4 февраля 1938 г.. Реабилитирован 14 июля 1989 г.
Ястребов Владимир Васильевич, священник с. Луго - Водяного Пролейского р-на. Родился 28 июля 1876 г. в г. Нижний Ломов Пензенской губернии. Арестован 17 января 1938 г. по обвинению в КР групперовке. Расстрелян 4 февраля 1938 г. Реабилитирован 20 июня 1989 г.
Чайко Лаврентий Иванович, священник Вознесенской церкви с. В. Балыклей. Родился 8 августа 1880 г. в с. Корошин Вельского уезда Седлецкой губернии (Польша). Окончил миссионерскую школу при Яблочинском монастыре. Арестован 26 ноября 1937 г. за организацию КР кулацко-церковной группы. Расстрелян 5 марта 1938 г. (с группой). Реабилитирован 4 июля 1989 г.
Ледяев Ермолай Григорьевич.1868 г.р., уроженец с. Нижний Балыклей Пролейского р-на Сталинградской обл., мордвин. Арестован 23 января 1938 г. Обвинялся в КР агитации. 14 января 1938 г. тройкой УНКВД Сталинградской обл. приговорён к ВМН. Расстрелян 5 марта 1938 г. Реабилитирован 4 июня 1989 г.