Наша история.

     Прошло лихое время, когда убивали и рушили всё, что напоминало о Боге. В Быковском, районе не осталось ни одного храма.  Как радуется душа, когда, проезжая по необъятным просторам Руси, видишь древний храм, чудом сохранившийся. Не меньше радуют и новые церкви, которые теперь, слава Богу, строят. Но у нас, как будто пустыня: ни одного православного храма. Хорошо, что есть молельные дома, в которых верующие могут собираться для совместной молитвы.  Но ведь было время, когда в каждом селе была церковь, а в некоторых сёлах даже две.                     

    В межфондовом указателе к церквам в период с 1878 по 1917 г.г. сообщаются наименования церквей:

- Вознесенская церковь с. Верхний Балыклей.

- Иоанно-Богословская и Михайло-Архангельская с. Пролейка.

- Михайло-Архангельская с. Терновой Балки (см. Нижний Балыклей).

- Николаевская и св. мц. Параскевы с. Новоникольского.

- Покровская с. Калмыцкой балки.

- Покровская с. Широкое.

- Троицкая церковь с. Водяное.

Очень жаль, что не сохранилось их фотографий.  Если есть у кого-то какая-либо информация по данной теме, будем  рады, если вы поделитесь с нами.


Так же в Пямятных книжках Астраханской губернии имеются сведения о священниках сёл Царевского уезда: Пролейки, Новоникольскго и Верхний Балыклей за период с 1905 по 1915 г.г.
В Иоанно-Богословской церкви с. Пролейки служили:
1905 г. – Павел Ильин
1906 г. – Вакансия
1907 – 1912 г.г. – Алексей Добронравов
1913 – 1915 г.г. – Михаил Черняев.
В Николаевской церкви с. Новоникольского:
1905 г. – Александр Севастьянов
1906 – 1912 г.г. – Иоанн Соколов
1913 – 1915 г.г. – Иоанн Ильинский.
В Параскевенской церкви с. Новоникольского:
1905 – 1911 г.г. Петр Каспиев
1912 – 1915 г.г. – Константин Гранитов.
В Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей:
1905 г. – Виктор Маяцкий и Владимир Воробьёв
1906 – 1907 г.г. – Виктор Маяцкий и Евграф Каспиев
1909 г. – Николай Тощинский и Евграф Каспиев
1910 г. – Георгий Ардымский и Евграф Каспиев
1911 г. – Георгий Ардымский (второе место вакантное)
1912 г. – Алексей Трофимов и Иоанн Ястребов
1913 г. – Алесей Перфилов (второе место вакантное)
1914 г. – Алексей Перфилов и Дмитрий Ялынычев
1915 г. – Вакансия.

 В изданиях "Астраханские епархиальные ведомости" в официальном разделе имеются епархиальные известия о всех переменах и награждениях по службе священнослужителей с 1915 г. по 1918 г.

   Иоанно-Богословская церковь с. Пролейки Царевского уезда.

  Определён к церкви с. Обильного Черноярского уезда дьякон церкви с. Пролейки Фёдор Очкуренко, 10 апреля 1916 г.

  Принят на службу в Астраханскую епархию с определением на дьяконскую вакансию с. Пролейки Царевского уезда священник Томской епархии Николай Долгов, 10 апреля 1916 г.

  На вакансию псаломщика к церкви с. Пролейки определён крестьянин Иван Тамаров, 18 мая 1916 г.

  Перемещён на священническую вакансию к церкви п. Воскресенского Астраханского уезда состоящий на дьяконской вакансии при церкви с. Пролейки Царевского уезда священник Николай Долгов, согласно прошению 31 марта 1917 г.

  Определён на дьяконскую вакансию с. Пролейки Царевского уезда, состоящий на вакансии псаломщика при церкви с. Солодники Черноярского уезда, дьякон Никита Повитухин, 6 мая 1917 г.

  Назначен на священническую вакансию к церкви с. Пролейки Царевского уезда дьякон той же церкви Никита Повитухин, 7 августа 1917.

  Закрыта штатная дьяконская вакансия при Иоанно-Богословской церкви с. Пролейки Царевского уезда 24 октября 1917 г.

   В документах Астраханской палаты государственных имуществ имеется дело  о «Перестройке  Вознесенской церкви с. Верхний Балыклей» за 1860-1867 гг. со следующими сведениями. 22 марта 1860 года на сельском сходе жителей с. Верхний Балыклей выборные лица (в селе насчитывалось 115 чел.) составили приговор о расширении церкви. Существующая деревянная церковь стала тесна для прихожан и пришла в ветхость. На начало работ имелось всего 460 руб., недостающие средства предлагалось дополнить добровольными пожертвованиями. Приговор был отправлен на «благоусмотрение» в Астраханскую палату Госимуществ. По предписанию палаты в с. Верхний Балыклей был направлен инженер П. Нагурский, который после осмотра церкви составил рапорт. Он писал, что церковь по тесноте и неблаговидности требует следующих работ: надрубки всех стен и осмерика в вышину, распространения средней её части посредством боковых пределов, пристройки новой колокольни, обшивки стен новыми досками, покрытия кровли новым железом. «Все эти работы обойдутся не многим дешевле новой церкви, и начинать их с имеющимися у крестьян в наличии 460 р. нельзя, до тех пор, пока денежные способы их яснее не обозначатся: ибо на 460 руб. едва только можно вывести одни фундаменты под пределы и колокольню»- сообщал Нагурский. Он писал, что, не зная «денежных средств» крестьян, нельзя приступить и к составлению проекта перестройки церкви.

     В 1862 году проект  был составлен и не достающие по смете 3486 руб. крестьянами были собраны. 1 сентября 1863 года жители села, в том числе староста Тимофей Никулин, сборщик податей Устин Дробков, смотритель магазина Степан Головахин, вновь составили приговор с просьбой начать перестройку церкви. Подряд на работы взяли крестьяне села Федул Забнин и Тимофей Никулин и закончили перестройку в 1867 г.

В этом же фонде имеется дело "По отношению Астраханской духовной консистории об устройстве в с. Новоникольском молитвенного дома" за 1866г. Из документов видно, что часовня (она же называлась иногда церковью) к 1866 г. уже была в селе, но по "многолюдству прихожан" появилась необходимость построить новую. Крестьяне с. Новоникольского 10 апреля 1866 г. составили отзыв в Калмыцко-Балкское волостное правление для последующего сообщения в консисторию: "В обществе нашем на сооружение новой часовни имеются материалы: соснового леса 600 брусов, из коих распиленных 420... и13 сажень дикого камня под фундамент, и наличных денег 350 рублей серебром, по недостатку к постройке сей часовни денег обязуемся дополнить доброхотным пожертвованием".

Астраханская духовная консистория считала необходимым постройку в с. Новоникольком молитвенного дома с учреждением особого причта, тем более что "в смежных с сим селением местах, в последнее время стал распространяться в значительной степени раскол молоканства". (Ф. 794. Оп. 1.Д.1356. Л. 1-4.)

А вот такие свидетельства, об окончании одноклассной церковно-приходской школы, выдавали в с. Верхний Балыклей.


Ниже фотография священника Власия Дмитриевича Киселёва с семьёй, который служил в Нижнем Балыклее в ц.Михаила Архангела. Он был осужден по обвинению в контрреволюционной деятельности и был приговорён к расстрелу с заменой казни на ссылку в лагерь сроком на 10 лет, где он и умер.




Мартыновский Иван Павлович, священник с. Луго-Широкого Пролейского р-на. Родился 20 мая 1875 г. в с. Виры Харьковского округа, сын псаломщика. 31 января 1938 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности назначена высшая мера наказания - расстрел. Расстрелян 4 февраля 1938 г.. Реабилитирован 14 июля 1989 г.


Ястребов Владимир Васильевич, священник с. Луго - Водяного Пролейского р-на. Родился 28 июля 1876 г. в г. Нижний Ломов Пензенской губернии. Арестован 17 января 1938 г. по обвинению в КР групперовке. Расстрелян 4 февраля 1938 г. Реабилитирован 20 июня 1989 г.



Чайко Лаврентий Иванович, священник Вознесенской церкви с. В. Балыклей. Родился 8 августа 1880 г. в с. Корошин Вельского уезда Седлецкой губернии (Польша). Окончил миссионерскую школу при Яблочинском монастыре. Арестован 26 ноября 1937 г. за организацию КР кулацко-церковной группы. Расстрелян 5 марта 1938 г. (с группой). Реабилитирован 4 июля 1989 г.

Ледяев Ермолай Григорьевич.1868 г.р., уроженец с. Нижний Балыклей Пролейского р-на Сталинградской обл., мордвин. Арестован 23 января 1938 г. Обвинялся в КР агитации. 14 января 1938 г. тройкой УНКВД Сталинградской обл. приговорён к ВМН. Расстрелян 5 марта 1938 г. Реабилитирован 4 июня 1989 г.