Праздник Вознесения Господня празднуется в сороковой день по Воскресении
Иисуса Христа - день, в который Господь вознесся на небо (Деян. 1, 1-12; Мк. 16,
12-19; Лк. 24, 50-52). Этот день всегда приходится на четверг шестой седмицы по
Пасхе.
Чрез Вознесение Господа падшее человеческое естество Христом, Начальником нашего
спасения, от земли, тления и смерти возводится к нескончаемой жизни на небе.
Христос, воскреснув силой Своего Божества, чрез Вознесение удостоил обоженное и
одухотворенное человеческое естество величайшей чести и славы седения одесную
Отца.
По повествованию Евангелия и богослужебным песнопениям, в Вознесении Господа
апостолам дано было понять, что Христос после этого уже не будет видим на земле
в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. И это потому, что с
Вознесения Он и по человечеству Своему получил славу, которую всегда имел по
Божеству, и место, равное Богу Отцу по достоинству и силе, что образно и
называется "воссел одесную Отца".
Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим
Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как
говорится в кондаке празднику Вознесения, "никакоже отлучаяся, пребывает
неотступный" и обещает верующим в Него и любящим Его: "Аз есмь с вами, и никтоже
на вы".
Чрез Свое Вознесение Господь стал еще ближе к человеку, ко всем верующим в Него.
Ныне Он находится на земле не только вездесущим Своим Божеством, но и в великом
и пренебесном таинстве Евхаристии - Божественных Тела и Крови Его, которых
приискренне приобщаются верные.
Преславное Вознесение Спасителя на небо было продолжением и завершением
прославления Его по человечеству, которое началось в Воскресении и основанием
которому послужил Крест Христов. Здесь совершается и завершается таинство
Домостроительства нашего спасения Христом в Его пребывании плотню на земле:
"Смотрения (Домостроительства) таинство совершив", Господь возносится на небо,
желая до конца совершить Отеческое благоволение.
Вознесение Иисуса Христа на небо вместе с тем открывает для всех верующих путь к
небу, к вечной жизни, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над
грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как первенец
из мертвых, представив в Своем Лице начаток искупленной и возрожденной Им
человеческой природы. Он взошел со славой к Светоначальнику Отцу Своему,
умиротворив всяческая, Крестом Своим разрушив древнее осуждение человечества и
средостение (преграду) вражды между человеком и Богом страстию Своею.
Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об
этом говорят свидетельства письменных памятников. Так, уже Апостольские
постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл.
18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (+407) и блаженного
Августина (+430). Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и
великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице,
установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании
праздника, по Преданию, также усвояет ему апостольское установление. Каноны на
Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскином (+776) и преподобным
Иосифом Песнописцем (+883). Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу (V в.).
Праздник Вознесения относится к числу подвижных Господних праздников и
продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием
Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за
праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.
* * *
РАСКРЫТЫ НЕБЕСНЫЕ ВРАТА
Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, подобно
тому, как носит ключи смерти и ада: где нет врат - там не нужно и ключей, ибо
при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты и уже никогда не будут
затворены, как пишется об этом в Откровении: "Ворота его не будут запираться
днем; а ночи там не будет". Потому и ключи там не нужны. Сам Господь не носит
их, но отдал их Петру и прочим апостолам, как бы говоря: "Мне они не нужны;
носите их вы и уже без труда открывайте открытое, отпирайте незапертое. Если
только кто сам своей волей заградил себе небесный вход, тому вы можете помочь
этими ключами, следующие же за Мной свободно войдут и без ключа".
О, как радостна эта причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того,
чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего
беспрепятственного восхождения на небо. Отверзи же нам. Господи, отверзи двери
милосердия Твоего!
Свт. Дмитрий Ростовский
* * *
Вознесение Господа Иисуса Христа - это завершение Его земного служения. Победив
смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность
воскреснуть во славе, Господь совершил и большее, в своем Лице Он вознес
человеческую природу, включая тело человека, к Самому Престолу Отца. Тем самым
Господь открыл каждому человеку, если он того возжелает, возможность по всеобщем
воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего.
Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал
ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от
Отца. О событиях Вознесения в своих повествованиях передают нам евангелисты Марк
и Лука, а последний более подробно повествует об этом во второй своей книге -
"Деяния святых апостолов".
Евангелист Иоанн, как и Матфей, не повествует нам о событии Вознесения но
многократно раскрывает смысл его, и на основании этого Евангелия можно
заключить, что Вознесение нуждалось в некоторой таинственной подготовке. "Не
прикасайся ко Мне, говорит Воскресший Господь Марии Магдалине, - Я еще не восшел
к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу
вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".
В день празднования Вознесения Господня нам надо особенно помнить, что мы,
прежде чем сможем достичь уготовляемых нам Господом вечных обителей, должны сами
стараться быть обителями Святого Духа. Апостол неоднократно нам напоминает:
"Разве вы не знаете, что вы - храм Святого Духа". А это значит, что мы должны
стремиться не только к полному освящению нашей души, но и тела. Душа и тело
должны быть сперва подчинены духу человека, а дух наш должен предать душу и тело
наше Богу, сделать все наше существо проницаемым для Духа Святого.
В день Вознесения Христова вознесемся над нашей обычной жизнью, вознесемся не
только мечтами, мечты вредны, а делами. Устремимся угождать Богу, хотя бы это и
стоило нам некоторых страданий. Двинемся ввысь, потому что Господь ушел ввысь,
на небо и зовет нас за Собою туда к Отцу Его и Отцу нашему, к Богу-Отцу, Который
есть Тот, Кто есть Всевышний.
Еп. Александр (Семенов-Тянь-Шанский)
ПРОПОВЕДИ