Фанатам футбола
ФАНАТЫ
Кто они?
Нежданно-негаданно фанатское движение стало неотъемлемой частью футбольной жизни.
К этому явлению можно относиться по-разному: любить или ненавидеть, приветствовать или поносить последними словами. Вот только совсем не замечать фанатов с каждым годом становится все труднее. Особенно в Москве и в Питере.
Кто же они такие, футбольные фанаты?
И почему сообщения о проводимых ими "мероприятиях” чаще напоминают уголовную хронику, нежели рассказ о приятном времяпрепровождении? Молодые ребята, которым просто некуда себя деть? Люди, преданные неким высоким идеалам, воплощенным в кричалках и клубной атрибутике? Действительно ли они могут представлять опасность для окружающего мира, или же это законопослушные граждане, которых не надо трогать по причине всего лишь их несколько повышенной экзальтированности?..
"Футбол REVIEW", начиная публикацию целой серии статей, посвященных российскому фан-движению, постарается кратко и содержательно ответить на эти вопросы. Мы не ставим целью превознести фанатов до небес или полить их грязью. Мы предоставим интересующемуся этой проблемой читателю максимум информации, имеющейся в распоряжении редакции. "Клубные борцы за веру” всех мастей получат возможность высказаться на страницах "Футбол REVIEW” - с тем, чтобы уважаемый читатель смог составить для себя целостную картину столь неординарного явления...
Как известно, истина всегда находится где-то посередине, и отыскать ее (если это вообще возможно) - значит, найти aurea mediocritas, "золотую середину". Нельзя ведь сказать, что фанатизм - сплошной криминал, равно как и заявить, что ультрас - это что-то вроде кружка по интересам. Фанатизм - явление многосложное. Собственно фанатское движение представляет собой довольно пеструю мозаику, состоящую из всевозможных бригад и группировок, существующих, надо заметить, не только для того, чтобы расквасить рожу своим "врагам”, сцепиться с ОМОНом, напиться и всласть поорать.
С давних пор настоящим фаном считался не тот, кто жаждал помахать кулаками в состоянии алкогольного опьянения. Таких зачастую к фанатам не причисляют. Подобный сорт людей уже много лет называют "гопниками”. Если человек действительно фанат, он должен поддерживать свою любимую команду вне зависимости от того, где она проводит очередной матч - дома или на выезде. Истинный - или "продвинутый” - фанат обязан всем своим внешним видом и элементами одежды выделяться из толпы. Он всегда придет на помощь своему собрату по движению, причем совсем неважно, пострадал ли тот от традиционного термоядерного коктейля, смешанного из водки Smirnoff и пива "Балтика” № 9, или от милицейской дубинки. Фан никогда не бежит с поля боя, он вместе с остальными сражается до конца. За идею.
День матча - праздник души фаната, именины сердца, как говаривал персонаж известного гоголевского романа. Этот день надо провести на должном уровне, причем сама игра не является его кульминацией. День игры обычно подразделяется на три этапа.
1. До матча
Друзья-товарищи или просто единомышленники встречаются на улицах, площадях, в парках, на станциях метро - словом, на территориях, так или иначе прилегающих к стадиону. В это время происходит братание своих со своими и своих с союзниками, то есть с фанатами другого клуба, с которыми поддерживаются приятельские отношения. Перед матчем пиво льется рекой, а малоимущие стреляют мелочь с целью приобретения билета. Скрупулезно оцениваются шансы клуба на победу в предстоящем матче с учетом его недавних результатов. В конечном итоге почти все, во всяком случае не менее 90 процентов от пришедших, не сомневаются в победе своих.
2. Матч
Едва только команды появляются на поле, фанатские секторы окрашиваются в цвета любимого клуба; стоя на трибуне, фаны величественно держат шарфы в горизонтальном положении и сотрясают воздух громогласными речевками. Когда диктор объявляет имена и фамилии игроков стартового состава, каждого из них фан приветствует выбрасыванием шарфа вверх. Игроки команды противника безжалостно освистываются. В том случае, если "наши" забивают гол (обычно после многократного: "Нужен гол! Как - неважно! Нужен гол, гол, гол!”), фанаты вертят шарфами над головой, прыгая, приплясывая и обнимая всех, кто в этот момент находится рядом.
Надо заметить, что ни один настоящий фан не покинет стадион прежде, чем прозвучит финальный свисток. Уйти раньше - значит проявить неуважение к клубу и собратьям по общему делу. Только в том случае, если у фанатов сразу после игры намечается выяснение отношений с вражескими ультрас, они могут заранее поспешить к выходу.
3. После матча
Матч заканчивается, и народ постепенно покидает спортивную арену. Нередко путь к метро представляет собой нечто похожее на полосу препятствий. Начеку милицейские кордоны; время от времени раздаются требования убрать с глаз долой атрибутику и идти молча, чего, кстати, никогда не бывает.
Если по пути домой ультрас только поют и не дерутся со своими оппонентами из других радикальных группировок, можно считать, что день прошел спокойно. Надо заметить, что ребятам из ближнего Подмосковья иногда бывает труднее добираться домой, нежели их столичным коллегам; дело здесь не только в том, что вечерние электрички ходят реже. Общеизвестно, что вокзалы и пригородные поезда - святые места фанатских разборок.
Если же вспомнить о выездах в другие города матушки-России, а уж тем более за границу, это тема для особого разговора.
По своей природе фаны - бедный люд. У них часто не оказывается при себе ни денег, ни билетов, ни документов, удостоверяющих личность. Если что-то и звенит в кармане, оно, звенящее, быстро пропивается. Тем не менее эти рисковые парни умудряются добираться до мест иных всеми мыслимыми и немыслимыми способами: пешком, вплавь, автостопом, на крышах вагонов, в тамбуре вагона... Правда, в последнее время выезды стали принимать более цивилизованные очертания. Фанаты все чаще отправляются на гостевые матчи на автобусах, предоставляемых клубами. К сожалению, принять всех желающих автобус не в состоянии, но это лучше, чем ничего.
Как правило, ультрас удается дать отпор себе подобным, чего нельзя сказать о столкновениях с милицией и ОМОНом. Безусловно, эту проблему уже давно следовало рассмотреть на высоком уровне. Но чаще всего здесь одновременно правы и неправы обе стороны.
С одной стороны:
1) фанаты поглощают немереное количество спиртных напитков, в результате чего их нередко приносят на стадион в полумертвом состоянии;
2) фанаты безумствуют на трибунах во время матча;
3) фанаты мешают нефанатеющим гражданам спокойно заниматься своими повседневными делами;
4) фанатские драки часто приводят к телесным повреждениям, а иногда и к летальным исходам.
С другой стороны:
1) ОМОН не позволяет фанатам за 90 минут игры в полной мере выплеснуть свои эмоции: ни о каких лентах, ракетницах и петардах речи идти не может; даже флагами они вынуждены размахивать как тряпками (проносить на трибуну древко категорически запрещается);
2) ОМОН после игры долгое время не выпускает со стадиона целые секторы, хотя многим фанам предстоит неблизкий путь домой;
3) ОМОН время от времени мешает фанам собираться в многочисленные группы еще на дальних подступах к стадиону;
4) ОМОН нередко применяет силу, когда инцидента нет и в помине, не разобравшись в том, кто был его зачинщиком...
Такова реальность, окрашенная в черно-белые тона. Нужен диалог, которого нет. Нужно на время забыть о своих амбициях, чего никто не торопится делать.
И фаны, действительно разбирающиеся в футболе, способные отличить линейный принцип построения обороны от игры с ярко выраженным либеро, и те, кто следует моде, кого просто манит авантюрный стиль жизни, вследствие чего не каждый припомнит фамилии игроков своей команды, являются одновременно жертвами и хулиганами. Их не надо оправдывать или проклинать, их надо просто попытаться хоть раз понять.
Сколько их?
Само собой разумеется, что движение фанов изначально распалось на группировки поклонников того или иного клуба. Так было и у родоначальников фанатизма - англичан, так случилось и у нас.
Вне всякого сомнения, самая популярная команда России - московский "Спартак”. Но, несмотря на свою многочисленность, "спартачи” не являют собой единое целое. Красно-белых фан-бригад много, точное их количество никому не известно. Судя по всему, самыми боевыми, то есть зарекомендовавшими себя в драках, являются FLINTS CREW ("Команда Флинта”), GLADIATORS ("Гладиаторы”) и MAD BUTCHERS ("Безумные мясники”). В столкновениях с фанатами ЦСКА, "Динамо” и "Зенита” они нередко действуют совместно, но в обыденной жизни существуют отдельно друг от друга.
"Футбол REVIEW” в одном из ближайших номеров предоставит вашему вниманию материал, освещающий жизнь и деятельность спартаковских фанов. Пока же напомним, что фанатское движение, где главенствует принцип "A la gueree comme a la gueree” - "На войне как на войне", расколото на спартаковских ультрас и группировки, члены которых считают, что "красно-белые” на вечные времена останутся их заклятыми врагами.
Наибольшее сопротивление "красно-белым” оказывают RED-BLUE WARRIORS - фанаты ЦСКА. Это главная оппозиционная "флинтам” и их собратьям по "красно-белому братству” сила. Сия мобильная группировка возникла в 1979 году, а в 1994-м получила свое нынешнее название. Ее лидеры - несколько молодых человек, именуемых Братьями.
RED-BLUE WARRIORS олицетворяют собой все движение фанатов ЦСКА. Их союзниками по вечной борьбе с "красно-белыми” являются представители BLUE-WHITE DYNAMITE (московское "Динамо") и NEVSKY FRONT ("Зенит"). Питерцы, правда, пока не обрели той боевой славы, что их приятели из RED-BLUE WARRIORS и BLUE-WHITE DYNAMITE. Фанаты же "Динамо”, немного уступающие по численности "красно-синим воинам”, уже давно участвуют в массовых потасовках и, по собственным их заявлениям, приобрели бесценный опыт для того, чтобы "противостоять спартаковскому беспределу”.
Существуют в Москве еще две ультрас-группировки, но, во-первых, они менее агрессивны, во-вторых, соперничать на равных с вышеперечисленными фанатскими организациями пока просто не в состоянии.
Это официальный союзник "красно-белых” WORKING BOYS FRONT - фанаты московского "Торпедо-Лужники” (хотя сейчас они попеременно переживают то за лужниковскую команду, то за "Торпедо-ЗИЛ”) и LOCO - миролюбивые фанаты московского "Локомотива”.
В остальных городах России фанатское движение только зарождается. Появляются небольшие группы энтузиастов, как, например, "Кениг-Легион” в Калининграде, "Сталинградский фронт” в Волгограде и "КС-fans в Самаре. Но, конечно, сравнивать их с ультрас ЦСКА, "Спартака” или "Динамо” абсолютно бессмысленно.
Что дальше?
Российская смута последнего времени безжалостно отразилась на всех сторонах нашей жизни. Как ни странно, аура фанатизма от этого не пострадала. В Москве подавляющее число людей, посещающих стадионы, - это фанаты. В провинции пока дело обстоит по-другому, но только пока. Не может быть, чтобы в других городах России футбол любили меньше. Маловероятно, чтобы провинция, начинающая уставать от нашествия столичных фанов, не попыталась сделать все возможное для того, чтобы не отстать от Москвы по части организации своих локальных бригад.
Источник: http://fcspartak.ru
Кто они?
Нежданно-негаданно фанатское движение стало неотъемлемой частью футбольной жизни.
К этому явлению можно относиться по-разному: любить или ненавидеть, приветствовать или поносить последними словами. Вот только совсем не замечать фанатов с каждым годом становится все труднее. Особенно в Москве и в Питере.
Кто же они такие, футбольные фанаты?
И почему сообщения о проводимых ими "мероприятиях” чаще напоминают уголовную хронику, нежели рассказ о приятном времяпрепровождении? Молодые ребята, которым просто некуда себя деть? Люди, преданные неким высоким идеалам, воплощенным в кричалках и клубной атрибутике? Действительно ли они могут представлять опасность для окружающего мира, или же это законопослушные граждане, которых не надо трогать по причине всего лишь их несколько повышенной экзальтированности?..
"Футбол REVIEW", начиная публикацию целой серии статей, посвященных российскому фан-движению, постарается кратко и содержательно ответить на эти вопросы. Мы не ставим целью превознести фанатов до небес или полить их грязью. Мы предоставим интересующемуся этой проблемой читателю максимум информации, имеющейся в распоряжении редакции. "Клубные борцы за веру” всех мастей получат возможность высказаться на страницах "Футбол REVIEW” - с тем, чтобы уважаемый читатель смог составить для себя целостную картину столь неординарного явления...
Как известно, истина всегда находится где-то посередине, и отыскать ее (если это вообще возможно) - значит, найти aurea mediocritas, "золотую середину". Нельзя ведь сказать, что фанатизм - сплошной криминал, равно как и заявить, что ультрас - это что-то вроде кружка по интересам. Фанатизм - явление многосложное. Собственно фанатское движение представляет собой довольно пеструю мозаику, состоящую из всевозможных бригад и группировок, существующих, надо заметить, не только для того, чтобы расквасить рожу своим "врагам”, сцепиться с ОМОНом, напиться и всласть поорать.
С давних пор настоящим фаном считался не тот, кто жаждал помахать кулаками в состоянии алкогольного опьянения. Таких зачастую к фанатам не причисляют. Подобный сорт людей уже много лет называют "гопниками”. Если человек действительно фанат, он должен поддерживать свою любимую команду вне зависимости от того, где она проводит очередной матч - дома или на выезде. Истинный - или "продвинутый” - фанат обязан всем своим внешним видом и элементами одежды выделяться из толпы. Он всегда придет на помощь своему собрату по движению, причем совсем неважно, пострадал ли тот от традиционного термоядерного коктейля, смешанного из водки Smirnoff и пива "Балтика” № 9, или от милицейской дубинки. Фан никогда не бежит с поля боя, он вместе с остальными сражается до конца. За идею.
День матча - праздник души фаната, именины сердца, как говаривал персонаж известного гоголевского романа. Этот день надо провести на должном уровне, причем сама игра не является его кульминацией. День игры обычно подразделяется на три этапа.
1. До матча
Друзья-товарищи или просто единомышленники встречаются на улицах, площадях, в парках, на станциях метро - словом, на территориях, так или иначе прилегающих к стадиону. В это время происходит братание своих со своими и своих с союзниками, то есть с фанатами другого клуба, с которыми поддерживаются приятельские отношения. Перед матчем пиво льется рекой, а малоимущие стреляют мелочь с целью приобретения билета. Скрупулезно оцениваются шансы клуба на победу в предстоящем матче с учетом его недавних результатов. В конечном итоге почти все, во всяком случае не менее 90 процентов от пришедших, не сомневаются в победе своих.
2. Матч
Едва только команды появляются на поле, фанатские секторы окрашиваются в цвета любимого клуба; стоя на трибуне, фаны величественно держат шарфы в горизонтальном положении и сотрясают воздух громогласными речевками. Когда диктор объявляет имена и фамилии игроков стартового состава, каждого из них фан приветствует выбрасыванием шарфа вверх. Игроки команды противника безжалостно освистываются. В том случае, если "наши" забивают гол (обычно после многократного: "Нужен гол! Как - неважно! Нужен гол, гол, гол!”), фанаты вертят шарфами над головой, прыгая, приплясывая и обнимая всех, кто в этот момент находится рядом.
Надо заметить, что ни один настоящий фан не покинет стадион прежде, чем прозвучит финальный свисток. Уйти раньше - значит проявить неуважение к клубу и собратьям по общему делу. Только в том случае, если у фанатов сразу после игры намечается выяснение отношений с вражескими ультрас, они могут заранее поспешить к выходу.
3. После матча
Матч заканчивается, и народ постепенно покидает спортивную арену. Нередко путь к метро представляет собой нечто похожее на полосу препятствий. Начеку милицейские кордоны; время от времени раздаются требования убрать с глаз долой атрибутику и идти молча, чего, кстати, никогда не бывает.
Если по пути домой ультрас только поют и не дерутся со своими оппонентами из других радикальных группировок, можно считать, что день прошел спокойно. Надо заметить, что ребятам из ближнего Подмосковья иногда бывает труднее добираться домой, нежели их столичным коллегам; дело здесь не только в том, что вечерние электрички ходят реже. Общеизвестно, что вокзалы и пригородные поезда - святые места фанатских разборок.
Если же вспомнить о выездах в другие города матушки-России, а уж тем более за границу, это тема для особого разговора.
По своей природе фаны - бедный люд. У них часто не оказывается при себе ни денег, ни билетов, ни документов, удостоверяющих личность. Если что-то и звенит в кармане, оно, звенящее, быстро пропивается. Тем не менее эти рисковые парни умудряются добираться до мест иных всеми мыслимыми и немыслимыми способами: пешком, вплавь, автостопом, на крышах вагонов, в тамбуре вагона... Правда, в последнее время выезды стали принимать более цивилизованные очертания. Фанаты все чаще отправляются на гостевые матчи на автобусах, предоставляемых клубами. К сожалению, принять всех желающих автобус не в состоянии, но это лучше, чем ничего.
Как правило, ультрас удается дать отпор себе подобным, чего нельзя сказать о столкновениях с милицией и ОМОНом. Безусловно, эту проблему уже давно следовало рассмотреть на высоком уровне. Но чаще всего здесь одновременно правы и неправы обе стороны.
С одной стороны:
1) фанаты поглощают немереное количество спиртных напитков, в результате чего их нередко приносят на стадион в полумертвом состоянии;
2) фанаты безумствуют на трибунах во время матча;
3) фанаты мешают нефанатеющим гражданам спокойно заниматься своими повседневными делами;
4) фанатские драки часто приводят к телесным повреждениям, а иногда и к летальным исходам.
С другой стороны:
1) ОМОН не позволяет фанатам за 90 минут игры в полной мере выплеснуть свои эмоции: ни о каких лентах, ракетницах и петардах речи идти не может; даже флагами они вынуждены размахивать как тряпками (проносить на трибуну древко категорически запрещается);
2) ОМОН после игры долгое время не выпускает со стадиона целые секторы, хотя многим фанам предстоит неблизкий путь домой;
3) ОМОН время от времени мешает фанам собираться в многочисленные группы еще на дальних подступах к стадиону;
4) ОМОН нередко применяет силу, когда инцидента нет и в помине, не разобравшись в том, кто был его зачинщиком...
Такова реальность, окрашенная в черно-белые тона. Нужен диалог, которого нет. Нужно на время забыть о своих амбициях, чего никто не торопится делать.
И фаны, действительно разбирающиеся в футболе, способные отличить линейный принцип построения обороны от игры с ярко выраженным либеро, и те, кто следует моде, кого просто манит авантюрный стиль жизни, вследствие чего не каждый припомнит фамилии игроков своей команды, являются одновременно жертвами и хулиганами. Их не надо оправдывать или проклинать, их надо просто попытаться хоть раз понять.
Сколько их?
Само собой разумеется, что движение фанов изначально распалось на группировки поклонников того или иного клуба. Так было и у родоначальников фанатизма - англичан, так случилось и у нас.
Вне всякого сомнения, самая популярная команда России - московский "Спартак”. Но, несмотря на свою многочисленность, "спартачи” не являют собой единое целое. Красно-белых фан-бригад много, точное их количество никому не известно. Судя по всему, самыми боевыми, то есть зарекомендовавшими себя в драках, являются FLINTS CREW ("Команда Флинта”), GLADIATORS ("Гладиаторы”) и MAD BUTCHERS ("Безумные мясники”). В столкновениях с фанатами ЦСКА, "Динамо” и "Зенита” они нередко действуют совместно, но в обыденной жизни существуют отдельно друг от друга.
"Футбол REVIEW” в одном из ближайших номеров предоставит вашему вниманию материал, освещающий жизнь и деятельность спартаковских фанов. Пока же напомним, что фанатское движение, где главенствует принцип "A la gueree comme a la gueree” - "На войне как на войне", расколото на спартаковских ультрас и группировки, члены которых считают, что "красно-белые” на вечные времена останутся их заклятыми врагами.
Наибольшее сопротивление "красно-белым” оказывают RED-BLUE WARRIORS - фанаты ЦСКА. Это главная оппозиционная "флинтам” и их собратьям по "красно-белому братству” сила. Сия мобильная группировка возникла в 1979 году, а в 1994-м получила свое нынешнее название. Ее лидеры - несколько молодых человек, именуемых Братьями.
RED-BLUE WARRIORS олицетворяют собой все движение фанатов ЦСКА. Их союзниками по вечной борьбе с "красно-белыми” являются представители BLUE-WHITE DYNAMITE (московское "Динамо") и NEVSKY FRONT ("Зенит"). Питерцы, правда, пока не обрели той боевой славы, что их приятели из RED-BLUE WARRIORS и BLUE-WHITE DYNAMITE. Фанаты же "Динамо”, немного уступающие по численности "красно-синим воинам”, уже давно участвуют в массовых потасовках и, по собственным их заявлениям, приобрели бесценный опыт для того, чтобы "противостоять спартаковскому беспределу”.
Существуют в Москве еще две ультрас-группировки, но, во-первых, они менее агрессивны, во-вторых, соперничать на равных с вышеперечисленными фанатскими организациями пока просто не в состоянии.
Это официальный союзник "красно-белых” WORKING BOYS FRONT - фанаты московского "Торпедо-Лужники” (хотя сейчас они попеременно переживают то за лужниковскую команду, то за "Торпедо-ЗИЛ”) и LOCO - миролюбивые фанаты московского "Локомотива”.
В остальных городах России фанатское движение только зарождается. Появляются небольшие группы энтузиастов, как, например, "Кениг-Легион” в Калининграде, "Сталинградский фронт” в Волгограде и "КС-fans в Самаре. Но, конечно, сравнивать их с ультрас ЦСКА, "Спартака” или "Динамо” абсолютно бессмысленно.
Что дальше?
Российская смута последнего времени безжалостно отразилась на всех сторонах нашей жизни. Как ни странно, аура фанатизма от этого не пострадала. В Москве подавляющее число людей, посещающих стадионы, - это фанаты. В провинции пока дело обстоит по-другому, но только пока. Не может быть, чтобы в других городах России футбол любили меньше. Маловероятно, чтобы провинция, начинающая уставать от нашествия столичных фанов, не попыталась сделать все возможное для того, чтобы не отстать от Москвы по части организации своих локальных бригад.
И то, что Москва состоятельнее всей остальной России, не имеет никакого значения. Фанаты бедны кошельком, но выносливы физически и в определенном смысле устойчивы морально. И потом - это же НАШИ фанаты…
Источник: http://fcspartak.ru