Крещение есть Таинство, в котором человек, уверовавший
во Христа, при троекратном погружении его в воду во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа, благодатью Божией очищается от всех грехов и возрождается в
новую, святую и духовную жизнь.
Таинство Крещения стоит первым в ряду всех
Таинств Православной Церкви, так как без него человек не может соедениться со
Спасителем, стать членом Христовой Церкви, принимать участие в других Таинствах
и быть наследником жизни вечной.
В беседе с Никодимом Христос указал на безусловную необходимость этого Таинства для спасения: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие, рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3,5). Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10).
Подготовка
взрослых ко Крещению.
Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание
стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Покаяние
же заключается в осознании своей греховности и в решимости исправиться и начать
новую жизнь.
Взрослый человек, желающий креститься,
должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры.
Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются,
он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего
содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой
Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви
Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно
необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать
наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две
важнейшие молитвы: Молитву Господню ("Отче наш...") и "Богородице
Дево, радуйся...". Взрослый человек должен, по возможности, приготовить
себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом,
то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного,
курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим
в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.
А что можно сказать о практике Крещения младенцев? Прежде всего, нужно сказать, что таковую подтверждает непосредственно текст «Нового Завета» (напр., Деян. 16,15 и 16,31). Сам масштаб преображения человеческой природы в Таинстве «воды и Духа» оправдывает обращение к нему в самом начале человеческой жизни.
Несмотря на всю важность вопроса о
необходимости сознательного исповедания веры как условия Крещения, он в этом
контексте отступает на второй план. Этого как раз не понимают нечуткие к мистической
глубине бытия протестанты; для них прием в Церковь сроден приему в партию,
только «очень-очень» хорошую. Но и для православных естественным следствием
вышесказанного является не волюнтаризм в Крещении, но выполнение определенных
условий при Крещении младенцев.
В своем исследовании «Вхождение в Церковь» протопресвитер Николай
Афанасьев отметил, что в первохристианских общинах условием Крещения младенцев
было или воцерковление всей семьи, или факт принадлежности к Церкви хотя бы
кого-либо из родителей. Необходимым условием Крещения младенцев является
воцерковленность (сознательная и практически реализуемая принадлежность к
Церкви) восприемников. Как
следствие — обязанность воспитания ребенка в лоне Церкви Христовой. В противном
случае на крещеного в младенчестве человека налагаются «бремена неудобоносимые»
— обязательство быть христианином вне понимания своего призвания. А ведь
«таланты» из евангельской притчи были получены, и ответ о них придется дать… Но
самый печальный случай — это Крещение взрослого человека, «не заметившего»
своего Крещения, крестившегося по какой-либо вовсе не религиозной причине, да
так и не спохватившегося во всей своей жизни. Тяжко таковому будет на Суде
Божием. «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).
Крещение как начало спасительного пути
Таинство Крещения совершается однажды в жизни. В Крещении человек
получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов.
Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним
не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от
греховных дел, то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении
как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на
протяжении всей его жизни. При этом он должен стремиться ко Христу, жить в
Церкви и исполнять заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью
традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий,
нарушая данные в Крещении обеты, то он лишает себя благодати Божией.
Крещеных младенцев необходимо приносить в церковь для Святого Причастия
(о чем особо должны заботиться восприемники), исключая тех дней Великого поста,
когда нет Литургии или когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Поднося к Чаше ребенка, нужно держать его на правой руке, и назвать его имя.
Взрослым после Крещения также необходимо участвовать в церковных Таинствах,
и, прежде всего, в Таинствах Исповеди и Евхаристии (Причащения), ибо Крещение
нас вводит в Церковь,
Миропомазание дает нам дары, необходимые для жизни в Церкви, а Евхаристия
делает нас причастными Христу Спасителю.