Русский casual style - идея и воплощение

Русский casual style - идея и воплощение

Частью любой субкультуры является определённый дресс-код, и нормы внешнего вида вообще; футбольные фанаты не являются исключением, и даже очень ярко иллюстрируют данный тезис. Несмотря на безразличие, а то и демостративное презрение многих (в том числе и очень достойных) людей в российском движе к этому аспекту, игнорировать его невозможно. Мода на трибунах была, есть, и будет. В том числе и на наших стадионах.

Хотя, конечно, то, что сейчас в нашей среде подразумевается под словом «мода», пришло на российские террасы далеко не сразу. Сначала в ходу был стиль, предельно близкий к скиновскому. Потом начался постепенный отход от него в сторону спортивного – логотипчик Umbro стал восприниматься куда более крутым, чем надпись Lonsdale или Pitbull, лёгкие кроссовки вытеснили из гардероба фанатов тяжёлые ботинки. Но это ещё не была мода, как таковая – скорее соблюдение требований антипалева и вообще, так сказать, «хорошего тона». Umbro, Kappa, давно всеми забытый Fruit of the Loom – вот что владело умами тех, кто уже успел отказаться от прежнего образа. В принципе, все знали о Fred Perry и Ben Sherman, вот только мало кто данные шмотки видел и ещё меньшее количество людей их носило. И ничего удивительного – что тогда можно было купить в России? Тем более не в Москве… Да и уровень доходов у большинства населения был невысок, так что выкинуть несколько тысяч рублей на новую шмотку мог себе позволить далеко не каждый.

                        

Постепенно ситуация менялась. Сочилась информация о западных фанатах и, собственно, о том самом casual style, что давно являлся (в первую очередь, в Англии) важным атрибутом субкультуры. А коль скоро российский фанатизм взял чёткий курс на копирование «британского варианта», то сам Бог велел перенять у англичан и стиль в одежде. Ношение в основном только известных спортивных лейблов многих уже не удовлетворяло, но возможность одеться сплошь в котируемые в Европе бренды у большинства всё ещё отсутствовала. Начался поиск альтернатив. Кто-то потихоньку заказывал вещи через интернет или возил из-за границы. Кто-то рылся в секондах или магазинчиках с сомнительной репутацией типа Тринити, Яппи, Сохо… Кстати, именно тогда кэжуалы впервые столкнулись с понятием «фейк» (вернее, впервые задумались о нём, ибо не так давно большинство мало волновало, куплена куртка Umbro или кофта Lonsdale в магазине или на рынке). Ну а кто-то выбирал более-менее интересные бренды из числа тех, что уже начали продаваться – типа S’Oliver, Mexx, Tom Tailor… интересующиеся могут перечитать первые страницы темы «Магазины Санкт-Петербурга» на нашем форуме и обратить внимание, какие сторы в основном обсуждаются там . 

Но эти хождения по мукам не могли продолжаться вечно. Буквально за полгода всё резко изменилось, и вот уже даже не в Москве, а прямо в Питере стали продаваться Henri Lloyd, Ralph Lauren, Gant, Merc, Ben Sherman, Fred Perry, Lambretta, Firetrap, Paul&Shark, и даже вечные иконы – Stone Island и CP Сompany… Естественное, предложения не делаются без спроса – к тому моменту уровень жизни россиян всё-таки повысился, и многие уже вполне могли себе позволить вышеуказанные вещи. Теперь любой желающий получил возможность выглядеть, как настоящий британский lad, стоило лишь прошвырнуться по магазинам в центре города и потратить энную сумму…Собственно, что же такое этот самый «кэжуальный стиль»? Вероятно, вы ответите – тот стиль в одежде, который позволяет европейским футбольным фанатам не выделяться из толпы и не привлекать к себе внимания. Неброский по забугорным меркам приличный внешний вид. В общем это верно, хотя, несколько отклоняясь от темы статьи, стоит сделать небольшую ремарку. Всё-таки, на мой взгляд, функция антипалева для Европы нами невольно несколько преувеличивается – чтобы не выделятся из толпы, проще на уровне сообщества не иметь дресс-кода вовсе. Любой единый стиль, даже если он заявлен как позволяющий слиться с массой, на самом деле в первую очередь всё-таки несёт обратную функцию, пусть и неявно. Но мы отвлеклись.

Так вот, в России, до сих пор по большей части одевающейся на рынках, casual style по определению не мог быть средством мимикрии. Однако всё равно он пришёлся ко двору: ведь не секрет, что культуру lads пронизывает определённое презрение к обывателю. И выделяться на фоне серой массы, отличаться от пресловутого "чупа” – возможно, даже более востребованная возможность, чем реализуемый таким образом в Европе шифр. Плюс – инструмент поднятия собственного авторитета в глазах окружающих, и просто возможность покидать понты, что русскими людьми ценилось всегда.

С этого момента начались и бесконечные рубки на тему шмоток. В интернете и живом общении было сломано немало копий – носить или не носить, палевно это или нет, можно ли оценивать человека по внешнему виду, а уж сколько разговоров породили вопросы определения фейка, секонд-хенды и вечная фэшн-икона масс – патч… Тема одежды фактически стала одной из самых обсуждаемых в фанатских кругах. Соответствующий раздел, или хотя бы пару топиков стало возможно найти на любом фан-ресурсе, да и редко в какой компании время от времени вопросы casual style не обсуждались в той или иной форме.

В кратчайшие сроки ранее не столь уж важный аспект моды для огромного количества людей в движе стал чуть ли не одним из основных. Толпы фанатов начали сметать с полок свежеоткрывшихся сторов всё подряд – лишь бы это были те самые вожделенные вещи, носить которые стало так престижно.

Однако назвать вышеописанное явление словосочетанием «casual style» едва ли возможно. Дело в том, что для подавляющего большинства кэжуалов представления о стиле ограничивалось набором котируемых логотипов. Стремление создавать посредством подбора одежды определённый образ, и стремление непременно носить строго определённые марки – не совсем одно и то же, хоть на первый взгляд и лежит достаточно близко. Даже учитывая то, что дизайнеры отдельных брендов в основном работают в каком-то определённом ключе. Покупка, например, поло Lacoste просто потому, что это поло с крокодилом на груди, а не потому, что оно тебе к лицу и прекрасно сочетается с новыми брюками – это очень далеко от создания какого-либо стиля, в том числе и casual.

Впрочем, ничего удивительного нет. Эта ситуация – совершенно естественное порождение извращённого российского понимания понятий "модно”, "стильно”. Увы, в нашей стране мода – это совсем не некие тенденции, направления, в рамках которых люди выражают себя через костюм (причём, замечу, тенденции, всегда имеющие себе альтернативу, и не одну). Для нынешнего поколения, чьё сознание в той или иной степени сформировано советским образом мышления (либо впитанным самостоятельно, либо переданным родителями), мода – это когда у всех что-то определённое, одно и то же. Если у тебя "это” есть – ты "модный”, и даже "стильный”. Причём чем больше людей приобщилось к текущему тренду, тем более актуален он для постсоветского человека. Работает стадное чувство, нежелание быть "белой вороной”, стремление к единообразию, прививаемое с детства (пионерские галстуки, школьная форма). Такая психология не позволяет сформироваться какому бы то ни было "стилю” – только униформе.


Вот такой униформой пресловутая "околофутбольная мода” и стала. Отсюда все её привычные, увы, проявления: пресловутый "инкубатор”; один пафосный аксессуар, который чуть ли не дороже всего остального надетого стаффа; гениальные стилистические решения вроде свитера с патчем под тёплым жилетом в мороз, и многое другое. Проявления, ужасные как собственно своим уродством, так и тем деструктивным влиянием, что они оказывают на стиль как явление в субкультуре.

«Инкубатор» даже заслуживает отдельного упоминания, как явление, прочно вошедшее в фанатскую жизнь и постоянно обсуждаемое в затронутой им среде. Думаю, всем прекрасно известно, в чём оно заключается. Немалая часть (если не сказать - «основная масса») новоявленных кэжуалов действительно стала напоминать продукт серийного производства. Зайдя на сектор или в питейное заведение, обязательно увидишь, например, десяток-другой пар белых кроссовок (у половины парней – на липучках, конечно). Это может быть не Nike, а достаточно недешёвый Lacoste, но мало что изменится: изобилие белой обуви, чаще всего на липучках, давно вызывает в лучшем случае смех, в худшем – раздражение. Кто сказал всем этим людям, что «настоящий лэд» обязательно должен носить именно такую обувь, причём вне зависимости от погоды и времени года? И это далеко не единственный пример – давайте вспомним наводняющие летом окрестности стадиона клетчатые шорты, надетые чуть ли не на каждом третьем «кэжуале». При всём многообразии ассортимента магазинов, большинство продолжает останавливать свой выбор именно на этом сомнительном предмете гардероба. А чего стоит шарфик «под Burberry» за пару сотен рублей, который среди суппортирующей молодёжи не одел только ленивый, даже прекрасно зная, что никакого отношения к культовому бренду он не имеет? А кепки Henri Lloyd за 1000-1500 рублей, посредством которых «приобщились к itk» сотни питерских «модников»? Конечно, такой бюджетный способ продемонстрировать на себе одно из самых узнаваемых лого, не мог не стать широко используемым… Ну что же, теперь, обозрев за несколько минут прогулки по Петроградке не менее десяти венков с короной и буквами на фанатских лбах, чувствуешь лёгкую тошноту. Что характерно, именно дешёвые и невероятно «модные» кепки составляют, вероятно, процентов семьдесят от общего количества носимого петербуржцами HL.

Хочется задать вопрос: насколько далеко люди, лишь поклоняющиеся логотипу и стремящиеся непременно нацепить то же, что носит сосед, ушли от стандартов 90-х годов? Чем принципиально отличаются кроссы на липучках и клетчатые кепки от бомбера и «Мартинсов»? Ну да, конечно, по внешней форме это определённый шаг вперёд (хотя и сомнительный, если честно), но суть-то на самом деле не изменилась, хоть большинство и убеждено в обратном. Несмотря на благие намерения, выложенная ими дорога всё же привела в Ад, ибо совковая психология большинства возобладала.

null
Просто лого, лейбл сам по себе – это ничто, это говорит максимум о твоих финансовый возможностях, но нисколько не выражает тебя. А, учитывая широкую распространённость в нашей стране «секонд-хенд кэжуалов», фактор дороговизны стаффа зачастую тоже сомнителен. Всеми дружно ненавидимая Ксюша Собчак в книге «Стильные штучки» выдала наверное единственную свою умную мысль. Не берусь за точное цитирование, но общий смысл был таков: любой дурак может пойти и купить себе крутые джинсы раскрученной марки, скажем, D&G, однако кого он этим удивит на гламурной рублёвской тусовке? А вот найти нечто необычное, способное продемострировать твой вкус и индивидуальность, хватит ума не у каждого – зато такой человек окажется на коне. То же самое касается и сектора, уже давно сплошь одетого в серьёзные марки. Конечно, можно возразить, что не каждый захочет серьёзно врубаться в вопросы стиля, а пожелает просто носить то, что принято. Всё верно, но пусть тогда он не называет себя модными английскими словами, соответствуя образу «кэжуала» только по форме, а не по сути. Он всё так же носит униформу, просто она изменилась. Для лучшего понимания этого момента неплохо прочесть небезызвестное эссе Тони Парсонса «Fashion dream», публиковавшееся, в частности, на фотте. Хотя оно и посвящено противопоставлению понятий «мода» и «гардероб» применительно к мужчине, высказаннные Парсонсом мысли можно спроецировать на проблемы, обсуждаемые в этой статье.

Но мы отвлеклись от темы – сформировавшегося в России «псевдо-casual style». Разумеется, подобное помешательство коснулось не всех. И, помимо вышеописанных псевдокэжуалов, появились те, чей взгляд на вопросы гардероба был более адекватен. В основном, конечно, это были люди, неравнодушные к шмоткам и до появления «моды» в российском фанатизме, а не те, кто слепо последовал за ней.

Позиция этих, так сказать, «думающих кэжуалов» отличалась в первую очередь тем, что они стремились уйти от штампов и руководствовались прежде всего представлениями о стиле, а не списком котируемых лейблов. Естественно, при этом список брендов, которые фанаты держали в поле зрения, существенно расширился. Особенно наглядно этот процесс могли наблюдать постоянные посетители фотта – тамошние фэшн-гуру то и дело начинают продвигать среди своей аудитории новые для российских террас марки. Вполне естественно, что, для поклонников casual style в полном смысле этого словосочетания, акцент начал смещаться именно в сторону этих, незаезженных лейблов. Какой-нибудь One True Saxon для большинства из них стал интереснее, чем тот же Stone Island – отчасти в силу меньшей зависимости выбора от логотипа, отчасти – из-за желания отличаться от толпы «парней в белых кроссах» не только образом, но и «опознавательными знаками».

Вот с момента достаточного распространения такого типа мышления, на мой взгляд, и стоит вести отсчёт существованию casual style в России. И с этого же момента сложилась любопытная ситуация. Как мы отметили чуть выше, в силу российской специфики, в нашей стране изначальной целью кэжуалов было выделяться на общем, весьма-таки безрадостном фоне. А «продвинутые» кэшлс уже думают о том, как отличаться от основной массы посетителей фансекторов. Сформировалась, так сказать, вторая ступень развития фаната в вопросах внешнего вида. Причём ступени эти не изолированы друг от друга. С одной стороны, свежие идеи более продвинутой группы модников в той или иной степени перенимаются большинством. С другой стороны, это заимствование служит для «элиты» дополнительным стимулом к поиску чего-то нового, что ещё не примелькалось, что позволит и далее быть небанальным и более беспалевным. Иными словами, два сложившихся в России подвида кэшлс способствуют развитию друга друга, что свидетельствует о перспективе их долгого совместного существования. Всегда какие-то веяния на террасах будут прерогативой массовой кэшлс-культуры, а какие-то – относительно немногочисленной прослойки нежелающих быть такими же, как все, не только за пределами стадиона, но и на нём.

Как всё сложится в будущем – никто не знает, но одно можно сказать точно: за последние годы мода на наших трибунах вполне сформировалась, и даже отчасти приобрела цивилизованную, а не «полусовковую» форму. А, учитывая замшелую массовую психологию нашего общества, это уже существенный прорыв.


Источник: http://www.landscrona.ru