12:24 ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ ИИСУС ХРИСТОС | |
Иконографический тип, представляющий Христа в архиерейском облачении;
получил распространение в поздне - и поствизант. искусстве. Является одним из
вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе к-рого лежит текст:
«Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс
109. 4) и его истолкование в Послании к Евреям (4. 14; 5. 5-10). Встречаются
как отдельные изображения «В. А.», так и в композициях «Евхаристия»
и «Небесная
литургия», распространенных в поздневизант. искусстве. Темы архиерейского
служения Христа, единства небесной и земной литургии акцентированы в сцене
«Причащение апостолов» в росписи на стене центральной апсиды в церквах: св.
Никиты, близ Скопье (Македония), ок. «Иже херувимы» .
Икона. В ц. Вознесения мон-ря Раваница (Сербия), ок. В сцене «Поклонение жертве» в алтаре ц. мон-ря в Модриште (Македония), 80-е
гг. XIV в., В. А. изображен с Евангелием в руках; на шитой катапетасме из
Хиландара, исполненной мон. Евфимией в 1398/99 г.- благословляющим обеими
руками, с предстоящими святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В
росписи ц. арх. Михаила в Леснове (Македония), В жертвеннике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре (Греция), 3-я четв. XIV в.,
В. А. представлен стоящим за престолом под киворием в окружении сослужащих
ангелов, левая рука на престоле, правой благословляет; над киворием в медальоне
Св. Дух в виде голубя, выше - Христос «Царь царем» (Великий Архиерей). Икона. Кон. XVI в. (ГРМ) Ветхий
Денми в сиянии славы и по сторонам 2 херувима. Также за престолом изображен
совершающий литургию В. А. в апсидах соборов Гелатского (Грузия), XIV в., и
Иверского на Афоне мон-рей. В этих сценах Его одежда и жесты, как правило,
соответствуют чину архиерейского
богослужения. Напр., в росписи ц. св. Николая Великой Лавры на Афоне, Иконография «В. А.» близка др. иконографическому типу Христа, основанному на текстах 109-го и 44-го псалмов,- «Царь царем», к-рый складывался в XIV в. и представлен прежде всего в композициях «Предста Царица одесную Тебе», где Христос изображается в царском саккосе, с лором и омофором, в короне-камилавке, часто сопровождаемый надписью: «Ты еси иерей по чину Мелхиседекову» (роспись ц. Спаса на Ковалёве, 1380 - см. Осташенко. С. 184; икона, 1562 (ГРМ), а иногда надписью: «Архиерей Великий» (икона Никиты Павловца, 1676 (ГТГ)). Под влиянием этой иконографии на рус. иконах и в росписях на тему Небесной литургии появляются изображения В. А. в митре (напр., роспись параклиса св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря). | |
|