Главная » 2010 Октябрь 18 » СТРАСТИ
00:44 СТРАСТИ | |
Все, делаемое по страсти, вредит душевной чистоте и препятствует Божественной жизни. Телесные страсти в нас сильны, когда ум бездейственен, благопокорны же, когда ум управляет и владеет телом. Свт. Василий Великий Обуздание страстей — безмятежность и тишина души. Свт. Василий Великий Мудрые, когда восстают страсти, не слушают их, а изъявляют гнев на злые пожелания и делаются врагами самим себе. Прп.Макарий Египетский Люби всякий подвиг телесный, и укротятся страсти. Прп. Исайя Отшельник Рассеянность души рождает страсти. Прп. Исайя Отшельник Неосуждение ближнего бывает стеной для разумно борющегося со страстями. Прп. Исайя Отшельник Конец страстей есть самооправдание. Прп. Исайя Отшельник Если немоществуешь страстями, остерегись позволять кому-либо открывать страстные помыслы свои, как верному, ибо такое дело пагубно для души твоей. Прп. Исайя Отшельник Любовь к труду есть ненависть к страстям, а леность порождает их без труда. Прп. Исайя Отшельник Не образуется облако без движения ветра, и страсть не рождается без мысли. Прп. Марк Подвижник Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Пороки эти разделяются на два рода: естественные (чревоугодие и блуд) и неестественные (сребролюбие). А действие их двоякое. Некоторые из них не могут совершаться без участия тела, например, чревоугодие и блуд, а некоторые совершаются без всякого содействия плоти, например, тщеславие и гордость. Далее: некоторые принимают причины возбуждения от вне, например, сребролюбие и гнев, а некоторые от внутренних причин происходят, например, уныние и печаль. Прп. Иоанн Кассиан Порядок борьбы со страстями не во всем бывает одинаков, потому что не все мы одинаковым образом бываем боримы. Всякому из нас надо вступить в борьбу особенно с той страстью, которая больше всех нападает на нас. Прп. Иоанн Кассиан Не переменой места и не расстоянием, но внимательностью ума можешь укротить страсти. Прп. Ефрем Сирин Чревоугодие обуздывай воздержанием, сребролюбие — подвигами и нестяжательностью, многоглаголание — молчанием. Прп. Ефрем Сирин У кого сердце омрачено бурей помыслов, побеждено страстями, тот и человеков не стыдится, и Бога не боится. Прп. Ефрем Сирин Остерегайся и малых страстей душевных, чтобы не быть вовлечену в самую бездну глубокого повреждения. Прп. Нил Синайский Страсть — это некое насилие, способное принудить всякого одержимого ею терпеть и переносить все, для чего бы то ни было. Свт. Иоанн Златоуст Страсти происходят не от природы, но от желания. Свт. Иоанн Златоуст Кто пленен страстью сильной, тот понесет не столь большое наказание, а кто уловлен страстью слабой, тот лишится всякого оправдания. Свт. Иоанн Златоуст Одна добродетель какая-нибудь прогоняет все страсти. Свт. Иоанн Златоуст Страстям Господь попустил овладеть нами, чтобы уничтожить нашу надменность. Свт. Иоанн Златоуст Знак совершенного порабощения страстям состоит в том, что человек скоро повинуется почти всему, тайно всеваемому от бесов. Прп. Иоанн Лествичник Находятся и такие, которые хотят остановить страсть, но по внушению другой страсти: один молчит по тщеславию, другой — по человекоугодию или по иной какой-либо страсти. Они злым хотят исцелить злое. Но зло никак не истребляет зла. Таковые принадлежат к действующим по страсти, хотя и сами себя обольщают. Иной радуется, когда его оскорбляют, но потому, что имеет ввиду награду. Он принадлежит к искореняющим страсть, но неразумно. Другой радуется, получая оскорбление, и думает, что должен был претерпеть его потому, что сам подал повод к тому. Сей разумно искореняет страсть. Ибо принимать оскорбление, возлагать вину на себя, и почитать все, находящее на нас, за наше собственное, разумно. Авва Дорофей Должно желать избавиться от страсти не для того, чтобы избежать происходящие от нее скорби, но по совершенной ненависти к ней. Авва Дорофей Без труда и сердечного сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу. Авва Дорофей Кто хранит сердце от страстей, тот ежечасно зрит Господа. Прп. Исаак Сирин Если отъяты от души будут страсти, то ум просвещается и поставляется на первом месте естества. Авва Дорофей Душе быть доступной страстям полезно для уязвления совести, пребывать же в страстях — нагло и бесстыдно. Авва Дорофей Когда строго относимся к страстям, сильнее от бесов бываем стужаемы срамными помышлениями. Избавляют ум о блуждания по вещам страстным чтение, бдение, молитва и псалмопение. Авва Фалассий То, что душу беспокоят страсти и приступают к ней с бранью, не в нашей власти, но что замедляют в нас страстные помыслы и приводят в движение страсти, это в нашей власти. Первое безгрешно, как не в нашей власти состоящее; второе, если, мужественно воспротивясь, победим, доставляет венцы, а если, послабив, побеждены будем, подвергает мучениям. Прп. Феодор Едесский Всякая страсть и всякий грех оскверняет одежду души нашей и изгоняет из Царства Небесного. Прп. Симеон Новый Богослов Страсти служат основной причиной разленения при молитве. Свт. Игнатий Брянчанинов Не увлекающийся какой-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: просто не было случая к обнаружению ее. Свт. Игнатий Брянчанинов Если построже рассмотреть, то найдем, что все наши тревоги и боли сердца — от страстей. Свт. Феофан Затворник Однажды испытав дурное от чего-либо впечатление, не надо произвольно позволять себе встречаться опять с предметами, произведшими его. Свт. Феофан Затворник Пока не умерщвлены вконец страсти, дурные мысли, чувства, движения и замышления не прекратятся. Свт. Феофан Затворник Блаженны не предающиеся вдруг страстным движениям души, но сдерживаемые разумом, — те, у кого помысл, подобно какой-то узде, останавливает порывы, не дозволяет душе вдаваться в бесчиние. Свт. Григорий Нисский Не тело — причина страстей, но свободная воля, производящая страсти. Ибо тело движется соответственно своей природе, направляя свои стремления к тому, что служит к сохранению его состава и продолжению жизни. Свт. Григорий Нисский Тот, кто имеет звероподобные и бесчеловечные чувства, не может называть Отцом человеколюбивого Бога, так как не сохраняет признаков той благодати, которая находится в Небесном Отце, а превращает себя в звероподобный вид и лишается Божественного благородства. Когда кто-нибудь помнит зло, обжирается, расхищает, поражает, коварен, похотлив на женщин — то как такой человек может воссылать подобающий сыну глас и называть Бога Отцом своим? Чем нужно называть такого человека? Зверем? Но звери страдают одним каким-либо из этих пороков, а этот соединяет все, и все становится бессмысленнее даже самых бессмысленных. Свт. Иоанн Златоуст Если бы от тела рождались страсти, то им были бы подвержены все. Как никому нельзя избежать усталости, сна, голода и жажды, потому что все это естественно, так никто не избежал бы и подчинения страстям, если бы они были таковы. Если же многие избегают их, то ясно, что такого рода недостатки рождаются от беспечности души. Свт. Иоанн Златоуст Страсти, которым мы подвергаемся, делают ум пустым, и потому происходит то, что способность говорить, которой нам следовало отличаться среди прочих, мы изменяем в болтливый нрав неразумных животных. Свт. Иоанн Златоуст Любовь к деньгам, служение гнусным страстям и всякий вообще грех делает старым всякого, совершающего его, а ветхое и состарившееся близко к разрушению. Свт. Иоанн Златоуст Любовная страсть происходит не просто от красоты только телесной и благовидности, а от расслабления и заблуждения души. Свт. Иоанн Златоуст Страсти нарушают даже отдых, даруемый природой, и совершенно преодолевают силу сна своим жесточайшим насилием. Свт. Иоанн Златоуст Тебе дано владычество над неразумными, чтобы ты властвовал над неразумной страстью. Свт. Иоанн Златоуст Страсть не есть естественная потребность, но в некотором роде все извращающая болезнь. Свт. Иоанн Златоуст Как сокрытое в тучной земле дает росток, так в утучненном теле расцветает страсть. Прп. Нил Синайский Прежде всех страстей — самолюбие. Прп. Исаак Сирин Неосуждение ближнего бывает стеной для разумно борющихся со страстями. Прп. Исайя Отшельник Благие дела соделывают душу свободной от страстей. Прп. Исайя Отшельник Всех страстей спутник есть печаль. Конец страстей есть самооправдание. Прп. Исайя Отшельник Люби труд и самостеснение, чтобы утишились страсти твои. Любовь к труду есть ненависть к страстям, а леность порождает их без труда. Прп. Исайя Отшельник Порождения страстей бывают от нерадения. Прп. Исайя Отшельник Воздержание чрева смиряет страсти. Прп. Исайя Отшельник Разумное о себе попечение отсекает страсти. Прп. Исайя Отшельник Невозможно, чтобы тот не преклонялся к страсти в мысли, кто не любит причин ее. Прп. Марк Подвижник Надлежит блюсти чувства, особенно зрение, через которое при неосмотрительном его употреблении враг наш ввергает в душу огонь. Прп. Феодор Студит Не действуйте по страстям, ибо действующие по страстям умирают вечной смертью. Прп. Феодор Студит Ничто так не усиливает страсти в нас, как высокомудрые помыслы. Уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом. Почему, пока он таков бывает, молясь, не получает милости Божией. Свт. Григорий Палама Есть три главнейшие начальника всех страстей: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Прп. Никита Стифат Страсть, самоохотно возвращенная в душе делом, после насильно восстает в любителе своем, хотя бы он того и не хотел. Прп. Марк Подвижник Много страстей кроется в душах наших. Обнаруживаются же они, когда появляются предметы их. Прп. Максим Исповедник Заблуждаются те, которые говорят, что некоторые из страстей естественны душе. Они не разумеют того, что мы сами природные свойства к доброму превратили в страсти. По естеству, например, мы имеем семя для чадородия, а употребляем его на беззаконное сладострастие. По естеству есть в нас и гнев, но на древнего змея, а мы употребляем его против ближнего. Прп. Иоанн Лествичник Нередко Бог по особому своему промышлению оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти, чтобы они ради них много себя укоряли, и тем приобрели неокрадомое богатство смиренномудрия. Прп. Иоанн Лествичник | |
|