Главная » 2010 » Сентябрь » 29 » Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашеству­ю­щим
20:10
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашеству­ю­щим
Значение Воскресения Христова. «Яко чада света ходите» (1872 г.)

Сестры о Господе и матери!

Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю вам встретить и провести всерадостное сие христианское торже­с­т­во в мире и утешении духовном. Когда начинает­ся в церкви торже­с­т­венное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз грешнй каждую из вас приветтвую обычным всерадотным приветствием:

Христос Воскресе!

Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетель­ствует св. Злато­уст в огласи­тель­ном своем слове: «Воскресе Христос, и низложися ад! Воскресе Христос, и падоша демони! Воскресе Христос, и радуют­ся ангели! Воскресе Христос, и попрася смерть! Воскресе Христос, и воцарися жизнь».

Не без причины многократно повторяет­ся радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия» 1), т.е. радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынове и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: «яко чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде, и истине» (Еф. 5:8–9). Те же самыя слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: «станите убо препоясани чресла ваша истиною и оболкшеся в броню правды, и обув­ше нозе в уготование благове­с­т­вования мира» (Еф. 6:14–15).

Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем тво­им, всею душею твоею и всем помышлением тво­им, и от всея крепости твоея» (Мк. 12:30). И паки: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене досто­ин» (Мф. 10:37). Ежели любо­вь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любо­вью к другим неуместною; особен­но же нечистою, потому что Богу любезнее паче всего цело­мудрие в смирен­номдрии.

Под словом же «правда» разумеет­ся заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши ближняго твоего яко сам себе» (Мк. 12:31). А так как эта заповедь не всегда бывает удобо­исполнима, то апостол заповедует нам облещися в броню правды, т.е. не гне­ваться, не осуждать, не завидо­вать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоня­ю­щих ны.

Остальными же словами «плод благостыни», и «благове­с­т­вование мира» означает­ся доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелатель­ность и дружелюбие по сказанному: «мир имейте и святыню со всеми». (Евр. 12:14) «Взыщи мира и пожени и» (Пс. 33:15)! Или, как поет ныне Церковь: «простим друг другу вся Воскресением»2).

___________________________________________________________________________

Что препятствует повино­ваться правде Божией (1874 г.)

Сестры о Господе и матери!

Христос Воскресе!

И в настоящий светлый праздник всерадостного Воскресения Христова, кроме обычнаго поздравления, желе бы я сказать вам нечто утеши­тель­ное и вместе с тем полезное, потому что истинное и прочное утешение тесно соединено с истинно полезным. В чтении пасхальнаго Евангелия слышим слова: «во своя прииде, и свои Его не прияша; елицы же прияша Его, даде им власть чадом Божиим быти, веру­ю­щим во имя Его»(Ин. 1:11–12).

Древле сво­ими Богу назывались израильтяне, избранный народ Божий. В новой же благодати сво­ими Богу могут назы­ваться христиане, посвятив­шие себя на служение Богу, и преимуще­с­т­венно монашеству­ю­щие. Св. Апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древняго избраннаго народа Божия не приняли Сына Божия, пришедшаго во плоти. «Свою ищуще поставити правду, – говорит апостол, – правде Божией не повинушася» (Рим. 10:3). Та же причина и в новой благодати препятствует повино­ваться правде Божией и Боже­с­т­венным заповедям Христа Спасителя, т.е. если христианин допустит себе самооправдание, которое в Евангель­ском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедует­ся в Евангель­ском учении.

У израильтян были две главныя секты: фарисейская и саддукейская. Фарисеи, хотя веровали всему, содержащемуся в Св. Писании, но крайне недуговали возношением и презорством к другим. Саддукеи же во многом сомневались и даже не веровали воскресению и бытию ангелов. Те же немощи душевныя проявляют­ся между некоторыми и в новой благодати. Нередко бывает, что веру­ю­щие всему в слове Божием и стара­ю­щиеся жить по заповедям Божиим, допускают в себе возношение пред другими и уничижают многих. Есть также не мало и таких, которые сплошь да рядом сомневают­ся в доброжелатель­стве ближних от меньших до старших. Будь для них кто добр, как ангел, они и тому не поверят, приискивая и выставляя на вид какия-нибудь малозначущия причины. Продолжая сомне­ваться во всех и во всем, они наконец доходят до сомнения и неверия относи­тель­но и будущей жизни, и таким образом сами делают жизнь свою жалкою и безотрадную. Общий же и неудобо­исцель­ный недуг, как фарисейству­ю­щих, так и саддукейству­ю­щих, есть зависть, часто порица­ю­щая и правду Божию, не говоря уже о правде человеческой.

Простите меня, матери и сестры, что аз недостойный в Светлый праздник выставил на вид облака темных страстей. Но выставил ради того, что эти страсти нередко беспокоят и такия души, которыя не мало заботят­ся о своем спасении и благо­угождении Богу; а желалось бы, чтобы никакая мгла страстей, особен­но в Светлый праздник не омрачала мыслен­ной и умной тверди душ ваших.

Для утешения нашего повторим опять указанныя слова пасхального Евангелия: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, веру­ю­щим во имя Его» (Ин. 1:12). Для простаго человека сделаться чадом и наследником и земнаго царя велико есть. Кольми паче соделаться чадами и наследниками Цар Небеснаго превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческаго, как свидетель­ствует о сем апостол: «их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Еже буди всем нам получити милостию и человеко­любием Единороднаго Сына Божия, умершаго за нас и воскресшаго, и воскреша­ю­щаго, и просвеща­ю­щаго всякую христианскую душу, нелицемерно и твердо веру­ю­щую в Него. Аминь.


Объяснение слов псалма:
«Бог наш на небеси и на земли» (1889 г.)

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Братие о Господе и сестры, и матери!

Мило­сердием и долготерпением Божиим и опять сподобля­емся встретить всерадостный праздник Воскресения Христова. Поздравляю всех вас с сим великим и знаменатель­ным христианским Торже­с­т­вом торжеств. От души желаю вам провести оное в мире и утешении духовном.

По обыкновению своему, для пользы душевной предлагаю на разсмотрение псаломския слова: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори» (Пс. 113:11).

На земле Бог сотворил более нежели на небе.

На небе сотворил Бог ангелов, духов безплотных, умов совершен­ных, но не утвержден­ных еще, конечно, в добре, а оставлен­ных на испытание их про­изволения, какое покажут в отношении их покорности и непокорности Богу.

Третья часть ангелов отпала от Бога, быв увлечена начальнейшим ангелом, который возгордил­ся против Бога и пожелал быть равным Ему, помышляя в себе: «Поставлю престол мой выше звезд небесных и буду подобен Вышнему» (Ис. 14:13–14). За каковую гордость и дерзость из светоноснаго ангела превратил­ся в змия-дракона, о котором сказано в откровении Иоанна Богослова, что хоботом сво­им отторг «третью часть звезд небесных» (Откр. 12:4), т. е. ангелов. Падшие ангелы с их злоначальником свержены с неба и оставлены на их злую волю до Страшнаго Суда, на котором и получат должное воздаяние. На земле Бог сотворил человека Адама плотянаго, «вземь персть от земли и вдуну в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7), т.е. душу разумную и безсмертную.

Человека плотянаго сотворил Бог, во-первых, для того, чтобы человек смирял­ся, памятуя, что тело его создано из земли и в землю должно обратиться; во-вторых, для того, чтобы человека плотянаго можно было помило­вать, как немощнаго. Сотворил Бог и помощницу Адаму из ребра его, и поселил первозданных в раю сладости, в жизни блажен­ной, заповедав им не вкушать только от одного древа.

Но тот же змий, превращен­ный из светоноснаго ангела, по зависти прельстил прародителей наших, уверив их, что если вкусят от плодов сего древа, то будут аки боги, «ведяще доброе и лукавое» (Быт. 3:5). Обманутые праотцы наши хотя и изгнаны за непослушание и преступление из рая, но совсем не оставлены Богом, как падшие ангелы. Всеблагий и Мило­сердый Господь обещал послать им Избавителя, сказав, что «семя жены сотрет главу змия» (см. Быт. 3:15). Но так как обещанный Избавитель не вскоре явил­ся на земле, то Адам и Ева и потомки их должны были жить только верою во грядущаго Избавителя или Мессию. И потому пришлось им потомиться сперва в жизни в разных трудах и разных скорбях, и разных болезнях; а потом по смерти в темных заклепах ада, в продолжении пяти тысяч лет и более.

Наконец Бог исполнил Свое обещание, послав им Избавителя в лице Сына Своего Единороднаго, который, как младенец на земле, родил­ся от Пресятыя Девы наитием Святаго Духа, пожил с человеки и, пришед в возраст, проповедывал Слово Божие, наконец пострадал и умер на кресте, и тридневно воскрес, чтобы избавить человеков от насиль­ствен­ной власти и мучитель­ства диавола, седмиглаваго змия и сатаны, как сказано у евангелиста Иоанна: «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, до всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный»(Ин. 3:16).

Бог на земле сотворил более нежели на небе, особен­но в том отношении, что единородный Сын Его, воплотив­шись, соединил­ся с есте­с­т­вом человеческим и стал Богочеловеком, и, после страданий и крестной смерти и воскресения, вознес есте­с­т­во человеческое на небо и спосадил на престол Царствия Своего, чего ангель­ское есте­с­т­во не сподобилось. Многомилостивый Господь благоволил обожить и всех человеков, но мешает тому человеческое неверие, или зловерие, или нечестивая жизнь, и вообще нерадение и заботы земныя, за что и упрекает нас Господь чрез пророка Давида: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» (Пс. 81:6, 7).

Быв удостоены со стороны Божией такой великой милости, всячески должны мы позаботиться о себе. Если же не можем жить вполне так, как требует Слово Божие, по крайней мере постараемся приносить искрен­нее и смирен­ное раскаяние в сво­их ошибках и согрешениях с посильным исправлением, чтобы на Страшном Суде не оказаться в числе нераскаянных грешников, о которых говорит Евангелие: «Идут сии во огнь вечный уготованный диаволу и аггелом его» (Мф. 23:41).

Эти Евангель­ския слова явно показывают, что люди как бы добровольно, по неразумию и нераскаянности идут в мучение, уготованное не им, а падшим ангелам.

Нас ради Вочеловечив­шийся и волею Пострадав­ший на кресте, и тридневно Воскресший Христос Господь Иисус, да помилует нас и всех ищущих спасения! Аминь! Аминь! Аминь!



Как жить?
От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: "Как жить?" Старец обыкновенно в шутливом тоне отвечал: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение". "Не тужить" значит переносить благодушно в жизни скорби и неудачи. "Не осуждать" указывает на распространенный между людьми недостаток осуждать ближних. "Не досаждать" - не причинять кому-либо неприятность или скорбь. "Всем мое почтение" - относиться ко всем с почтением и не гордиться. Основная мысль этого изречения - смирение. На этот же вопрос старец отвечал и несколько иначе: "Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно".
Или так: "Жить можно и в миру, только не на юру".
"Мы должны жить на земле так, - говорил старец, - как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем".
На вопрос: "Что значит жить по сердцу?" - батюшка ответил: "Не вмешиваться в чужие дела и видеть в других все хорошее".
"Смотри, Мелитона, - говорил старец одной монахине, предостерегая ее от высокомерия, - держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона".

О крестном знамении
Старец писал одной духовной дочери: "Веками утвержденный опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во все продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, особенно перед принятием пищи, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо. И чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно, а с точностью, начиная с чела до персей и на оба плеча, чтобы крест выходил правильный... Ограждение себя крестным знамением многих спасало от великих бед и опасностей".
О силе крестного знамения старец передавал такой рассказ: "Любил один лишнее выпивать. В таком виде он где-то заблудился, и ему представилось, что кто-то подходит к нему, наливает стакан водки и предлагает выпить. Но заблудившийся предварительно, по своей привычке, осенил себя крестным знамением, и вдруг все исчезло, а вдали послышался лай собаки. Придя в себя, он увидел, что забрел в какое-то болото и находится в весьма опасном месте. Если бы не лай собаки, не выбраться ему оттуда".
Одна женщина рассказывала батюшке, что она стыдилась креститься в мирском доме, чтобы не увидали. На это он привел следующий пример: "П.В. С-на была в хорошем доме, ей захотелось пить, а батюшка Макарий благословил ей креститься. Она думает: "Креститься нельзя и не креститься нельзя", - и не стала пить. Так и ты: не хочешь креститься - не пей чаю".

Неверие
Одна духовная дочь старца Амвросия в беседе с ним очень сожалела о знакомой семье, которая не верила ни в Бога, ни в будущую жизнь, и в оправдание их говорила, что, может быть, они не виноваты, так как их так воспитали. На это о. Амвросий отвечал: "Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам, проповедуется Евангелие, наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога, стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли молиться за таких? Конечно, молиться за всех можно".
«Некоторые, — продолжал старец, — отрекаются от веры в Бога из подражания другим и по ложному стыду. И вот случай. Один так-то не верил в Бога. А во время войны на Кавказе пришлось ему драться, и он в самый разгар сражения, когда летали около него пули, пригнулся, обнял свою лошадь и все время читал: "Пресвятая Богородице, спаси нас!" А потом, когда товарищи, вспоминая это, смеялись над ним, он отрекся от своих слов». И старец добавил: "Да, лицемерие хуже неверия".

Самооправдание
Люди всегда стараются оправдать свои поступки. А старец говорил, что самооправдание — великий грех.
Для примера он рассказывал следующий случай: «Приехал раз в острог покойный Государь Николай Павлович да и стал спрашивать арестантов, за что каждый из них сидит в остроге. Все оправдывали себя и говорили, что посажены в острог безвинно-напрасно. Подошел Государь еще к одному из них и спросил: "А ты за что тут?" И получил ответ: "За великие мои грехи и острога для меня мало". Тогда Государь обернулся к сопровождавшим его чиновникам и сказал: "Отпустить его сейчас на волю».

О нерадении нашем в деле спасения
Передавал старец на сей предмет такой рассказ: «Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: "Что же ты ничего не делаешь?" Бес ответил: "Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать: люди все делают лучше меня"».
По поводу внезапной смерти одного человека старец сказал: "Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши".



В чем состоит пост
"Не все ли равно Богу, - спрашивали некоторые, - какую ты ешь пищу: постную или скоромную?" На это старец отвечал: "Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а только за вкушение запрещенного. Почему и теперь во вторник, в четверг и другие установленные дни можно есть, что хочешь, и не наказываемся за это, а за среду и пятницу наказываемся, потому что не покоряемся заповеди. Особенно же важно тут то, что через послушание вырабатывается покорность".

О милостыне
Если делаешь добро, то должно делать его для Бога, посему на благодарность людей и не должно обращать внимания. Награду ожидай не здесь, а от Бога на Небе, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь.
Святитель Димитрий Ростовский пишет: "Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь".
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Начни отдавать неимущему, что тебе не нужно, потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением для себя, наконец, уже готов будешь отдать и все, что имеешь".
Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал: "Дай что можно, елико душа возможет. Некий странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая и что ни просил у нее странник, все ему давала. Только ушел он от них, как сделался пожар и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал - той, которая много давала, много отдал, а скупой сказал: на тебе твой платок".

О гордости
Человеку естественно грешить и необходимо смиряться. Если же он не смирится, то смирят его обстоятельства, промыслительно устрояемые к его духовной пользе. Человек в счастии обыкновенно забывается и все приписывает себе - своей бессильной силе и мнимой власти, но лишь посетит «го какое-нибудь несчастие - просит пощады даже у воображаемого врага. Истину эту старец выражал такой притчею: «Человек как жук. Когда теплый день и играет солнце, летит он, гордится собою и жужжит: "Все мои леса, все мои луга! Все мои луга, все мои леса!" А как солнце скроется, дохнет холодом и загуляет ветер, - забудет жук свою удаль, прижмется к листу и только пищит: "Не спихни!"»
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу старец передавал такой рассказ: «Одна исповедница говорит духовнику, что она горда. "Чем же ты гордишься? - спросил он ее. - Ты, верно, знатна?" - "Нет", - ответила она. - "Ну, талантлива?" - "Нет". - "Так, стало быть, богата?" - "Нет". - "Гм... в таком случае можешь гордиться", - сказал напоследок духовник».
Как иногда обстоятельства нечаянно смиряют человека: «Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: "Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?" На это посланный отвечал: "Хороших-то по хорошим разослали, а меня послали к вашей милости"».
На вопрос, как это праведники, зная, что они безгрешно живут, не возносятся своею праведностью, старец ответил: "Они не знают, какой их ожидает конец, ибо спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно".
Одна монахиня написала старцу, что ее очень беспокоят гордость и самонадеянность. О. Амвросий ответил: "Оберегайся этих злых страстей. Из примера святого царепророка Давида видно, что гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка к смирению и покаянию, первые довели его до падения".



Категория: Святые отцы | Просмотров: 1338 | Добавил: Иерей | Рейтинг: 0.0/0