Главная » 2011 » Ноябрь » 28 » Рождественский пост
16:25
Рождественский пост
Протоиерей Максим Козлов: Ошибки постящихся

Очень многое зависит от нашего правильного целеполагания. Чего мы хотим добиться в результате? Знаем ли ошибки, которые видим по себе, отчасти, по другим людям?

Первое – это определенного рода унылость в начале поста: теперь нужно будет поститься, молиться (некоторые даже будут слушать радио «Радонеж»), и больше ничего – телевизор выключить, с друзьями не общаться, весело, по крайней мере. Одного, второго, третьего нельзя, только жевать макароны и картошку с грибами – каждый вспомнит дорогие для него ограничения, которые наступят.
И вот, «так делать нужно, я же православный, никуда я не денусь», но некая тоска в очах, которая иногда принимается за покаянный настрой, но это не то. Будет такого рода переживание в начале поста как тяготы, которые нужно, вот нужно!, понести, ну, и донесешь до конца, в лучшем случае.

Второе – это такого рода отношение к посту, что «да, я, конечно, с усердием все буду делать, но, главное, – чтобы он поскорее кончился. Вот я жду, когда можно будет разговеться, когда всё, наконец, – запоют красиво, будет это чудо ночного пасхального Богослужения и т.д. и т.п.» Причем, пост воспринимается так, как некоторые работу воспринимают, даже считаясь трудолюбивыми. Человек делает работу, чтобы отделаться, чтобы, наконец, началось то блаженное время, когда работы этой не будет. Вот так же и к посту можно относиться.

Соответственно, скажу теперь мудреное слово: много будет зависеть от правильного целеполагания. И здесь что можно вспомнить?

Можно вспомнить значение самого этого слова «пост». Филологи нас, может быть, тоже смотрят, и даже не филологи знают, что в бытовом русском языке слово «пост» означает определенного рода контроль, который нужно пройти.

Скажем о двух видах такого рода контроля: один – сейчас все мы путешествуем, – это таможенный контроль, пограничный пост. Возьмем такую аналогию: хочется нам куда-нибудь, где в нашем понятии – рай. На острова какие-нибудь, где зеленый-зеленый океан, яркое-яркое солнце, и нет нашей бесконечной зимы. И вот все мы уже сделали для того, чтобы там оказаться, приехали в аэропорт, миновали террористов, которые в этот раз не собрались, и нужно проходить этот таможенный контроль.

Ясно, что есть вещи, которые можно пытаться с собой протащить: жидкость какую-нибудь не заметят, разрешат взять. А есть вещи, с которыми лучше не соваться, и которые, любишь ты это, не любишь, а нужно здесь оставлять: не берите с собой огнестрельное, холодное оружие, к примеру, нужно его оставить.

Так же и здесь: вступая в пост, нужно твердо решить, что, если мы хотим оказаться там, где рай, где «солнце правды», где такие острова, можно потерпеть нашу жизнь. Давайте решим, что мы оставляем, даже если нам это дорого. И тут уж каждый сам для себя решает.

Такого рода отказы в пост, ограничения, должны быть, с одной стороны, реалистичными. Мы же не можем сказать, что «я завтра стану кротким», если я гневлив и раздражителен. Я не могу этого пообещать. С другой стороны, чувствительными. Это не может быть отказ от кофе, если я кофе не люблю. Не велика заслуга. Или там – от макарон с море-продуктами, если я не могу этих ракообразных, членистоногих видеть, а только отбивная для меня утешение. Откажись от того (от еды начиная, до распорядка жизни), что составляет для тебя некоторое усилие, ради Той цели не тащи с собой.


Второй пост – это ведь ещё и служили многие из нас (кто не служил, тот в кино видел) – в армии бывает. Стоит человек «на тумбочке», как в армии говорят, или на КПП, ещё что-нибудь охраняет, и должен он бодрствовать – пройдет полковник, увидит, что солдат на тумбочке согнулся, заснул (ну, не полковник, младший лейтенант), плохо будет солдату.

Так и здесь можно попытаться вспомнить, что мы вообще-то призваны быть добрыми воинами Христа Бога нашего, что христианство, как говорится в чине крещения, – это еще и есть воинское братство, так оно задумано. И осознать себя нештатскими, хотя бы на эти семь недель, – с разными обязательствами перед нашим Богом, что мы все понимающие, уставшие, трезво оценивающие себя и действительность вокруг, должны, в конце концов, вспомнить о присяге, а не о жизненных обстоятельствах. Это поможет пройти пост.

Еще одну вещь можно вспомнить. Сейчас наше христианство нам почти ничего не стоит. Мы не живем в период гонений. С нами не будет такой ситуации, как рассказывала мне старая преподавательница Ольга Ильинична Подобедова, которая девушкой в 30 лет, студенткой университета выходила из одного из московских храмов и мимо проходившая женщина – рядовая, не сотрудница органов и не ещё кто-то, увидев молодую девушку, выходящую из церкви, повернулась, не поленилась подойти, плюнула ей в лицо и сказала: «На тебе за твоего Бога!»

Вот ничего подобного мы сейчас не переживаем. Все гипотетические рассуждения о торжестве политкорректности, о злодеях в СМИ и тому подобное – это потому и гипотетически, что мы свободно об этом пишем, выражаем наши протесты, подаем в суды, с нами-то никто ничего не делает.

Пост – это возможность немножко объявить цену собственному христианству: «Я ради Бога от чего-то готов отказаться или это все разговоры о…?» По преподобному Серафиму, что «рассказывать о христианстве – это бросать камушки с колокольни, а жить по-христиански – это таскать их туда, на колокольню». Есть возможность немножко пожить по-христиански, а не только выглядеть таковым. Ведь берут на небо не фантомы, не видимости, а образ и подобие реального человека. Вот «пособираем» этого реального человека.
Протоиерей Игорь Фомин: У каждого своя мера


Протоиерей Игорь Фомин

Великий пост для работающего человека — время особое, как и для любого другого. Неработающих людей нет — кто-то работает на государственной службе, кто-то в частных компаниях, кто-то на дому. И мера поста у каждого своя. Так, как воздерживались древние отцы в египетских пустынях, наверное, сейчас поститься невозможно. Никто и не говеет, вкушая три боба в день, подобно тому, как, согласно житию преподобной Марии Египетской, питался Великим постом преподобный Зосима. Но отчуждать себя от тела всей Церкви в этот период ни в коем случае нельзя.

Каждый должен воздерживаться в ту меру, чтобы не просто волочить ноги, но и что-либо делать. Один духовник говорил, что если человек умирает от поста, то это грех самоубийства. Поэтому можно выделить для себя: да, я не смогу обходиться этим Великим постом без подсолнечного масла, но я зато смогу обходиться без лишней болтовни на работе, без телевизора, без осуждения или участия в каких-то других недостойных мероприятиях. Я отключу себя от развлекательной части интернета. Может быть, дам себе задание прочитать какие-то определенные книги…

Пост важен не только в гастрономии. Важно и внутреннее состояние.

Что касается посещения богослужений, то я вспоминаю советское время, когда работу и церковные службы, было действительно тяжело совмещать по тем причинам, что работодатель (то есть государство) «гонял» и всячески следил за верующими, чтобы их как-то ущемить в их церковной жизни. Но люди верующие иногда даже брали на первой седмице Великого поста отпуска, чтобы присутствовать на службах.

Здесь все зависит от того, что ты ищешь: ты ищешь средство посещения богослужения или причины их не посетить? Каждый сам определит.

Но если даже ты в силу каких-либо причин, имея желание посетить храм, в него не попадаешь — сейчас есть множество литературы, с помощью которой можно восполнить пропуск богослужения. Допустим, ты не попал на чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского — можешь прочитать его дома, самостоятельно. Это ведь тоже очень важно: ты вдумчиво, не спеша, сам встанешь на молитву, ущемишь себя где-либо — и прочитаешь.

Богослужение — это одно из средств богообщения, но оно не единственное. Более того, я считаю, что иногда, при необходимости, надо заменить церковную службу на помощь кому-либо. Надо встать, отказаться от посещения храма – и идти помогать другому человеку.

Так что мой совет: искать средства богообщения трезвомысленно. Пусть это будет богослужение или пост, и во всем надо соблюдать свою меру. Чтобы мы воспитывали в себе воздержание, отказываясь от малого, а Господь мог бы нам доверить большее.

Источник: Православие и мир.

Категория: Страница настоятеля Андрея Самаркина | Просмотров: 1157 | Добавил: Иерей | Рейтинг: 0.0/0