1. Письмо Авгаря, Эдесского топарха, Господу нашему Иисусу Христу
Авгарь, топарх города Эдессы, Иисусу, благому спасителю, явившемуся в городе Иерусалиме, радоваться! Стало
мне известно о тебе и твоих исцелениях, будто бы без лекарств и зелий
больных делаешь здоровыми. Словом одним заставляешь видеть слепцов,
слышать немых, хромых ходить, прокаженных очищаешь и нечистых демонов
изгоняешь одним словом. Ты врачуешь долго страждущих недугами, ты
исцелил кровоточивую жену, прикоснувшуюся к тебе, ты возводишь к жизни
мертвецов. Прослышав обо всем, что рассказывают о тебе, я рассудил, что
либо ты — Бог, либо Сын Божий, сошедший с небес, коли творишь такие
дела. Поэтому молю тебя в своем послании и прошу тебя — не погнушайся,
прииди ко мне, исцели мою болезнь и даруй мне вечную и спасительную
жизнь. Мне донесли, что иудеи ропщут и замышляют тебя убить. Городок мой
небольшой, но места в нем хватит нам обоим. 2. Письмо Господа нашего Иисуса Христа Авгарю
Блажен ты, Авгарь, и город твой, что зовется Эдессой, ибо, не видев
меня, уверовал. Относительно того, что приглашаешь в письме меня прийти к
тебе, [то знай], что Сын Божий должен быть предан в руки грешных людей,
распят, погребен и воскрешен в третий день [от гроба]. Прежде всего,
мне надлежит исполнить то, ради чего я был послан, а после этого
вознестись к направившему меня Отцу. По вознесении же, я пришлю к тебе
одного из моих учеников, по имени Фаддей, и он исцелит твой недуг и от
моего имени дарует вечную жизнь и мир тебе и всем твоим [близким и
подопечным]. А что касается твоего города, о котором ты мне сообщил, что
невелик он, то расширяя расширю его и сделан» непобедимым для любого из
врагов до скончания века. Ибо написано обо мне: «Блаженны увидевшие
меня и уверовавшие». Но триблаженны те, кто уверовал, не видев. Да будет
всегда уготовано душевное и телесное здоровье тебе и твоему дому во
спасение служащих тебе. Ибо я приклонил небо и спустился [на землю] к
человеческому роду. Вселился в девичье чрево, чтобы очистить
преступление [заповеди], случившееся в раю. Смирил себя, чтобы
возвеличить вас. Это мое письмо, куда бы оно ни попало — и к находящимся
в судилище, и в пути, и на море, и к страдающим ознобом, и к
охваченным горячкой, и к болящим трясучкой, и к низверженным, и к
окованным, и ко всем прочим, кто нечто подобное имеет, — всем принесет
разрешение [от недуга]. И да явится человек, далекий от какого бы то ни
было лукавства, и да станет говорить: «Сие — в исцеление и твердое
упование», поскольку послание написано моей собственной рукой и
[запечатано] моими собственными печатями. Их на письме семь: +JХЕYРА
Иисус Христос Сын Бога и сын Марии, обладающий душой, имеющий две
природы — Бог и человек. Вот значение печатей. «Крест» символизирует,
что я был распят на кресте по доброй воле. «Пси» (J), что я — не простой
человек, но человек истины. «Хи» (X), что восседаю на херувимах.
«Эпсилон» (Е), я Бог первый, я и после того, и кроме меня нет иного
Бога. «Ипсилон» (Y), высокий царь и бог богов. «Ро» (Р), рода
человеческого избавитель. «Альфа» (А), постоянно, непрерывно и вечно
живу и пребываю на небесах. Эти печати начертал на письме я,
запечатлевший скрижали, данные Моисею. 3. Авгарь, получив письмо и
прослышав про то, что иудеи жаждут поскорее уничтожить Господа, немедля
послал другого гонца, по роду занятий художника, чтобы тот раздобыл
образ Господа. Когда гонец входил в ворота Иерусалима, то ему
повстречался Христос. Перемолвившись с ним, Господь сказал: «Человек,
ты — шпион». А гонец отвечает: «Я послан Авгарем, чтобы увидеть Иисуса
Назарянина и написать образ лика его». Тогда велел Господь ему
явиться в синагогу. На следующий день он сидел там и учил людей. Гонец
вошел и встал в дверях, пытаясь па рисовать лик Иисуса. Но не имел он
силы постичь господский лик. Это увидел его спутник. Толкнув живописца в
бок, он сказал: «Принеси в синагогу и дай ему убрус, что у тебя с
собой, нашего господина Авгаря». Вернувшись в синагогу, он при всех упал
ниц к ногам Иисуса и отдал убрус. Господь, зачерпнув руками воды, омыл
свое лицо и приложил к нему убрус. Так лик был запечатлен на убрусе, и
явлен образ Господа на удивление всем сидящим с ним. Отдав убрус гонцу,
Господь отослал его Авгарю. 5. По пути гонец со спутником
остановились возле городских стен Иераполиса на груде разбитых глиняных
горшков. С трепетом они спрятали образ Христа между двух черепков и
заснули. В полночь с небес воссиял огненный столп и стал над тем
местом, где был [сокрыт] образ Господень. Увидев огненный столп, с
крепостных стен возопил гласом велиим страж. И выбежали жители города и,
увидев образ Господа на убрусе, хотели его взять, но поняли, что
обманулись, а образ нарисован на одном из черепков. И получив черепок
успокоились, а путников пустили восвояси. 6. Когда путники были
уже в одной мили от города Эдессы, то встретился им некий человек,
ползающий у дороги. После прикосновения к нему убрусом он тотчас
вскочил и побежал к своей матери в радости и веселии. И все это видели, и
дивились случившемуся с ним, и вопрошали: «А не это не вдовицын сын,
что только недавно ползал?» 7. И тотчас о нем доложили царю
Авгарю. Позвав его к себе, царь спрашивает: «Как же ты был исцелен?» А
тот ему отвечал словами: «Я лежал в миле от города и попрошайничал. И
кто-то коснулся меня, и я поднялся и пошел». Авгарь же догадался, что
это был сам Христос, и послал разыскать гонца и его спутника, несущих
образ Господа. И когда они достигли дворца, то Авгарь принял их
радостно и любезно. Лежа, он приподнялся на своей постели и, взяв убрус
руками с верою, в мгновение был исцелен. После вознесения Господа
нашего Иисуса Христа Фаддей был послан в город Эдессу исцелить Авгаря и
все его недуги. Придя, Фаддей возвестил ему слово Господа и огласил,
спустился к источнику, называемому Керасса, и окрестил Авгаря и весь его
дом. И тотчас был очищен недуг. И возрадовался Авгарь духом, славя и
благословляя Бога во веки веков. Аминь.
|