22:01 О празднике Покрова Божией Матери | ||
Сегодня Дева невидимо стоит в Церкви
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы особо почитается Восточной Церковью и относится к числу великих. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери в Константинополе в 910 году. А в России Праздник Покрова Божией Матери уже более восьмисот лет празднуют почти как двунадесятый. На Руси это один из самых любимых праздников. Почему же греки не праздновали его так как русские? Попробуем ответить, обратившись к истории. В царствование Льва VI Философа, сарацины вторглись
в пределы Греческой империи. В воскресный день во Влахернской церкви (где хранилась риза, головной
покров Богоматери, и Ее часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке) собралось множество прихожан. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь". Чистая Дева стояла "на воздусе молебно простирающу всечестнии Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших", - поется в стихире сегодняшнего праздника. Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила там Божию благодать". Во Влахернской церкви до сих пор сохранилась память о дивном явлении Богоматери.
Жители Константинополя, услышав о этом чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Богородицы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Упование было не ложно: враги Церкви Христовой вскоре были побеждены и прогнаны. Произошло это в 911 году, но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесён в число праздничных. Есть и еще одно возможное объяснение того, почему Покровское явление не нашло такого отклика в Византии, как на Руси. Греки могли попросту не отделять его от главного чуда во Влахернском храме, где сохранялись риза, пояс и мафорий Пресвятой Девы. Для наших же предков, как менее ухищренных и обладавших более непосредственным взглядом, самое большое значение по-видимому имело явление Пресвятой Девы с омофором в руках (в русской иконографии, помимо этого, существует и другой распространенный сюжет Покрова, в котором Божия Матерь запечатлена молящейся, с воздетыми кверху руками, по типу Оранты, омофор же поддерживают ангелы над Ее главою). Установление праздника в честь чудесного явления Божией Матери отмечено в русском Прологе XII века. Святой благоверный Князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха, узнав о том, что св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Божию Матерь, державшую Свой Покров над православными, воскликнул: "Не может такое великое событие остаться без празднования ему". Праздник был установлен и сразу принят всем народом в радостном убеждении, что Богородица неустанно держит Свой Покров над землей Русской. Православная Церковь, то есть весь русский православный народ, от иерархов до крестьян (христиан) согласились с князем. Что для обычного человека случайное совпадение, то для православного промысел Божий… Дело в том, что именно 14 октября по новому стилю в 1552 году, в праздник Покрова Богородицы, русские войска одержали решающую победу над татарами, это событие было очевидным знаком того, что Сама Пречистая Богородица охраняет Русь Своим покровом. Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Православной Церкви служат и многочисленные явления благодатной помощи Матери Божией верующим. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее видел святой Андрей. Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное явление, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.
Еще раз прочитав о том, как был установлен праздник и какими историческими событиями он сопровожден, делаешь однозначный вывод: «Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» (Деян.15,14).
Праздновать Покров на Руси начали в XII веке, а тексты церковных служб создавались еще позже: они не переводились с греческого языка, а сразу были написаны по-церковнославянски; в них мало греческой риторики, зато много теплоты и поэзии. «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша» (Тропарь праздника). Церковь молиться и следующими словами обращаясь к Богородице: "Покрой нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи сына Твоего, Христа - Бога нашего, спасти души наша". Мы так же молим Пречистую: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем". Ее ходатайство сильно облегчает скорбь и беды нашей жизни. Если же они необходимы как спасительное горькое врачевство против самых опасных болезней греховных, то Божия Матерь облегчает нам перенесение горестей жизни, помогает оказать свое целительное действие. Ее ходатайство уменьшает меру назначенных нам скорбей жизни, озаряет лучами небесной, не обманчивой радости. "Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором”, обращаемся мы вновь и вновь к нашей Ходатаице, зная, что Она всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего о даровании нам вечного спасения. Молитва большинства православных верующих – это ещё одна возможность попросить Богоматерь о защите и заступничестве.
«Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь».
Величание Божией Матери: Величаем Тя, Пресвятая Дево,
иерей Глеб Грозовский | ||
|