f
Преподобный Амвросий Оптинский
Kакое
ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то
уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает
так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но
затем опять за свое принимается.
Один все грешил и каялся, — и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер.
Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». Господь же говорит:
«Нет, он каялся». «Да ведь хоть каялся, и опять согрешал», — продолжал
дьявол. Тогда Господь ему сказал: «Если ты, будучи зол, принимал его
опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его
после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты
забываешь, что ты зол, а Я благ».
Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.
Бывает, …что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть
все не перестает упрекать нас. Покойный старец о. Макарий для сравнения
показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль
давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются
шрамы, т. е. упреки совести.
Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует
очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам
Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43), а между тем
после этих слов перебили ему голени, а каково было еще на одних руках, с
перебитыми голенями, повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно
было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас
после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а
те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и
милостыней, покрывающей грехи.
Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать и Суда Божия не
избежать, на котором воздастся каждому по делам его. Поэтому хорошо
заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское
учение начинается и заканчивается словами: «Покайтесь!» Я пришел
призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Придите ко
Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое
на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете
покой душам вашим (Мф. 11, 28–29). Призывает Господь труждающихся в
борьбе со страстями и обремененных грехами и обещает успокоить их через
искреннее покаяние и истинное смирение.
Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.
Что законоположит Господь согрешающим? Законополагает, чтобы каялись,
глаголя во Святом Евангелии: Покайтесь, если не покаетесь, …погибнете
(см.: Лк. 13, 3).
Некоторые из христиан от неверия совсем не каются, а некоторые хотя и
каются для порядка и обычая, но потом без страха опять тяжко согрешают,
имея неразумную надежду на то, что Господь благ, а другие, имея в виду
одно то, что Господь правосуден, не перестают грешить от отчаяния, не
надеясь получить прощения. Тех и других исправляя, слово Божие объявляет
всем, что благ Господь ко всем кающимся искренно и с твердым намерением
не возвращаться на прежнее. Не является бо грех побеждающим
человеколюбие Божие. Напротив, правосуден Господь для тех, которые от
неверия и нерадения не хотят каяться, также и для тех, которые хотя
иногда и приносят покаяние для порядка и обычая, но потом опять без
страха тяжко согрешают, имея неразумное упование на то, что Господь
благ. Есть и такие христиане, которые приносят покаяние, но не все
высказывают на исповеди, а некоторые грехи скрывают и утаивают стыда
ради. Таковые, по слову апостольскому, недостойно причащаются Святых
Тайн, а за недостойное причащение подвергаются различным немощам и
болезням, а немало и умирают.
Иное согрешать от немощи и согрешать удобопростительным грехом, а иное
согрешать от нерадения и бесстрашия и согрешать тяжким грехом. Всем
известно, что есть грехи смертные и есть грехи удобопростительные,
словом или мыслью. Но во всяком случае потребно покаяние искреннее и
смиренное и понуждение, по слову евангельскому, с твердым намерением не
возвращаться на прежнее. Сказано в «Отечнике»: «Пал ли еси, восстани!
паки пал еси, паки восстани!»
Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.
Так ли мы поступаем, как поступил святой Давид, когда наказываемы бываем
от Бога за грехи наши или бедствиями или болезнями? Святой Давид,
согрешив, каялся, исповедывался Богу и благодарил Господа за то, что
его, согрешившего, не предал смерти, а оставил на покаяние и
исправление. Нет, мы, маловерные и малодушные, не подражаем святому
Давиду, а, будучи наказуемы за грехи наши, ропщем на Бога и людей,
обвиняем всех и все, вместо того чтобы смириться и приносить искреннее
раскаяние в своей грешной жизни и постараться исправиться или, по
крайней мере, хоть не роптать и не обвинять других, а сознавать, что
терпим болезнь или бедствие достойно и праведно. Через такое смиренное
сознание и раскаяние с твердой решимостью не возвращаться на прежнее
можем получить помилование от Господа и в сей, и в будущей жизни.
Пишешь, что лучше не грешить, чем каяться. Не грешить хорошо, а
согрешившему похвально покаяться. Если удержишься на первом — хорошо, а,
не удержавшись, другого средства нет умилостивить Бога, как покаяться. А
что ты объяснила, в этом и запинаться не следовало бы, — и запинание
твое указывает на ложный стыд. Еще скажу: Богу приятнее грешник
кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше,
согрешив, покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей
удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился перед
Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, через смиренное
сознание и понесение укоризны от фарисея получил не только прощение
грехов, но и восхитил оправдание фарисея. Иди и ты путем мытарева
смирения, это путь самый безопасный.
...Покаяние не совершается до гроба и имеет три свойства, или части:
очищение помыслов, терпение находящих скорбей и молитву, т. е.
призывание Божией помощи против злых прилогов вражиих. Три эти вещи одна
без другой не совершаются. Если одна часть где прерывается, то и другие
две части там не тверды бывают.
Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного искреннего
покаяния, и через оное вводит покаявшихся в Царствие Свое Небесное и
вечное, по сказанному в Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царство
Небесное (Мф. 3, 2).
Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание. Отныне
положим начало благого исправления, которое бывает не без труда и
понуждения, в терпении со смирением. Но унывать не должно и не должно
думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно с
Божией помощью.
Всем не только можно, но и должно заботиться о благоугождении Господу.
Но чем благоугождать Ему? Прежде всего покаянием и смирением. Но тебе
это мало. Ты хочешь Господа иметь своим должником. Ты пишешь: «Господь
для меня все сделал, а я для Него ничего. Легко ли это?» Если кто кому
должен, то, не заплатив долга, нельзя затевать подарки. Так и мы прежде
всего должны заботиться об уплате греховного долга посредством
смиренного покаяния, которое совершается до самого гроба. Но ты
спрашиваешь: «Разве при исповеди и постриге не прощаются все прежние
грехи? И нужно ли до смерти каяться на молитве в прежних грехах и
вспоминать их или же предать их забвению и не смущать мысли прежними
делами». Тебе уже было говорено, что о плотских грехах никогда не
следует вспоминать в подробностях, особенно же на молитве не следует
исчислять по виду подобные грехи, но должно вообще считать себя грешным и
неоплатным должником перед Господом. Святой апостол Павел сподобился
получить не только прощение грехов, но и апостольское достоинство, а
все-таки причислял себя к грешникам, глаголя: Из которых я первый (1
Тим. 1, 15). Притом должно знать, что грехи прощаются не одним
исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте
Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Но и
после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в
райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней.
Так и мы, хотя прежние грехи нам при Таинстве исповеди и при принятии
монашеского образа и прощены, но Божию епитимию за них должны понести,
т. е. потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь
посылает нам к очищению наших грехов. Еще должно помнить евангельское
слово Самого Господа: Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13), т. е. чтобы
благоугодить Господу, нужно более всего заботиться, чтобы не осуждать
других и вообще иметь снисходительное расположение к ближним.
Исповедать все полезно с самоукорением, а с негодованием на других какая польза и от полных объяснений?
[<Из воспоминаний духовной дочери>: На мое признание — «во всем
грешна», <старец> спросил: «А лошадей крала?» Я ответила: «Нет».
«Ну вот, видишь, и не во всем», — сказал старец, улыбнувшись. На мои
слова, что совсем не умею исповедываться, батюшка заметил: «От исповеди
выходишь, как святая».]
В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся
поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцевидцу Богу, а по
времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя
уклонению и осторожности и охранению себя, через страх Божий. Предайся
воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.
|