Медовый, или маковый, Спас, также Первый Спас, Спас на воде — это
народные названия православного праздника в первый день Успенского
поста, 14 августа(1 августа по старому стилю). Это был первый из трех
августовских праздников, посвященный Спасителю Иисусу Христу.
Полное церковное название Первого Спаса — Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Истоки Спаса идут из Византии. Еще в 1897 г. в греческом
часослове написано: «По причине болезней, весьма часто бывавших в
августе, издревле утвердился в Константинополе обычай выносить Честное
Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение
болезней. Накануне (31 июля по старому стилю) приносили его из царской
сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой
Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения
Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом
народу для поклонения. Это и есть Предъисхождение Честного Креста».
Т.е., говоря современным языком, для освящения города, предотвращения
болезней и эпидемий в город выносили крест.
В Русской православной церкви праздник Медового Спаса
соединился с воспоминанием о Крещении Руси киевским князем Владимиром,
произошедшем в 988 г. Согласно традиции, в этот день совершается малое
освящение воды, а также меда нового сбора, благословляется его
употребление в пищу. В этот день было принято печь медовые пряники,
блины с маком и медом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Медовым Первый Спас называют потому, что к этому дню соты в
ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают к его сбору. Тем, кто
следовал строгим народным обычаям и постился, в Медовый Спас
разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили
хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных
безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. Уже в старинных
источниках мед описывался как «сок от ночной росы, той, что пчелы
собирают с цветов благоухания». Считается, что мед обладает особой
силой и пригоден для лечения большинства болезней.
С первого дня августа (14 августа по новому стилю), обычно
начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его
приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода
придавалось особое значение. Считалось, если какой-либо пчеловод утаит
хоть капельку за щекой, то его постигнет немедленная Божья кара. Ведь,
согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить.
Зато немногословный сборщик меда, который выполнял все правила, с
молитвами делая свое дело, считался истинным христианином и уважаемым
тружеником.
Однако не только мед заготавливали 14 августа. С этого периода
начинался также активный сбор малины, черемухи, лекарственных трав и
созревших коробочек мака.
Так, например, мак использовали при выпечке булочек и других
кондитерских изделий, а также как средство защиты дома от ведьм. Еще
собирали и заготавливали на зиму горох. А на Урале и в Сибири уже
начинали шишкование кедров.
14 августа, кроме Медового Спаса, является днем памяти семи
ветхозаветных мучеников Маккавеев, которые приняли кончину в 166 г. до
Рождества Христова. Как и все христианские праздники, день Маккавеев
своеобразно переплелся с языческими обычаями и обрядами.
У славян этот день отмечается как праздник Маккавей. Так, в пищу,
которую готовили и подавали к праздничному столу, обязательно должен
добавляться мак, который созревает к этому времени. Конечно, связь мака с
Маккавеями может быть чисто звуковой. И все же там, где еще
сохранились старые обычаи предков, в этот день стараются печь маканцы,
мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом.
Начинали трапезу блинами с маком. В специальной посуде для
растирания мака приготавливали маковое молочко — маково-медовую массу, в
которую после обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником,
макитрой, макатером.
Так как съедобный мак был широко распространенным и любимым
продуктом, он разнообразно применялся в народной кухне, обрядовых блюдах
восточных и западных славян.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и
загадок: «Мачек с медом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят»,
«Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так»,
«На тычинке городок, в нем семьсот воевод».
В день Маккавея молодежь выходила на улицы, где водила хороводы с
песнями «Ой, на горе мак» и шутливыми заигрышами. Так, девушки обсыпали
парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы,
золотые головицы!»
В честь малого водосвятия Медовый Спас называют еще и Спасом на
воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые,
совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения
воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний
скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого
Спаса, или Маккавея, не купались, ибо лето клонилось к закату, вода
«зацветала», птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи
начинали собираться в стаи и готовиться к отлету.
Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос,
жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У
Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье».
С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых
ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет
Третий Спас.
«Медовый Спас — медовый стол», — говорили в народе.
Едва медовый справлен Спас, Светает Спас Преображенский.
Спас Третий
— с вечери Успенской. Иванов день: всему свой час».
Вяч. Иванов
Хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, а
верующие — церковного благословения на вкушение меда, тем более что мед
является одним из самых вкусных и полезных постных продуктов. Освящение
меда — красивое зрелище. Прозрачный, переливающийся на солнце в
открытых баночках янтарь меда, воздух, пропитанный медовым ароматом, —
чудо как хорош этот Медовый Спас!
Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном
качестве. Так, специалисты считают, что есть два способа определения
качества меда.
Первый — переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и
перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется
тонкой, ровной непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно
хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не
стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
Второй способ — обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или
«2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не
качественный.
А еще настоящий мед можно легко растереть между пальцами. Он
даже впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при
растирании оставляет на коже комочки.
Когда же наконец мед выбран и освящен, можно приступать к приготовлению постных продуктов на радость домашним.
|