11:59 Иконография Вознесения Господня | |
Иконография Вознесения едина: двенадцать апостолов с Богородицей в центре, варьируется лишь количество ангелов. На некоторых иконах можно заметить такую деталь - на горе Елеонской, откуда Господь Иисус Христос вознесся на небеса, изображен след от ноги Его. Это изображение действительного отпечатка следа Христа на камне, который показывают всем паломникам, прибывшим в Иерусалим.
"Во всех иконах Вознесения возносящийся
Христос изображен в той славе и торжестве, в
какой придет судить вселенную. Спасителю в
Вознесении более всего присуще имя
Пантократор - Вседержитель. Изображается Он
сидящим на престоле славы, в светлых
одеждах, просветлённых золотыми лучами,
асистом, образом божественных сил-энергий.
Обе руки подняты для благословения, и не
только руки, но и стопы (это не может быть
выражено графически, но в стихирах праздника
об этом говорится). Образ Спасителя заключен
в мандролу, то есть в круги, представляющие
собой небесную сферу, также обычно
наполненные золотыми лучами, расходящимися
подобно солнечным лучам. И все изображение
Христа является как бы солнцем. Солнцем
правды, горящим над землей. Небесную сферу с
изображением на ней Спасителя держат своими
руками Ангелы, которые изображаются как бы
несущими небесный круг и Спасителя в нем,
сидящего на престоле". Тема Вознесения достаточно сложная, и не случайно икона как бы связывает несколько праздников - Воскресение, Жен Мироносиц, Пятидесятницу. Как в Вознесении, так и в Пятидесятнице, мы сталкиваемся с одним и тем же явлением соответствия иконы службе праздника: богослужение Вознесения утверждает присутствие Богоматери среди учеников при Вознесении Христове и икона этого праздника изображает Ее, помещая в центре всей композиции, несмотря на то, что в новозаветных текстах упоминаний об этом нет. "Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но и делом воли и веры Девы Марии. Без согласия Пречистой, без содействия веры, оно было бы также неосуществимо, как и без содействия самих трех Лиц Божества. Бог делает Ее Своей Матерью лишь научив и убедив Ее, и принимает от Нее плоть, которую Она дает Ему по Своей воле". В Ее лице человечество дало свое согласие на воплощение Искупителя, на то, чтобы Слово стало плотию. Поэтому, будучи необходимым условием спасения со стороны человеческой, Она "рождшая всех Творца и всех Содетеля", и изображается на иконе Вознесения КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ. Именно Ей, "матерски паче всех болезновавшей, подобаше славою плоти Его премногия насладиться радости" (стихира литийная на Слава и ныне), видеть Его преславное Вознесение, торжество принятого от Нее человечества, обоженного и поставленного превыше небес одесную Отца.
В текстах Св.Писания присутствие Божией
Матери при Вознесении Иисуса Христа не
упомянуто, но на иконе Она помещена в центре
композиции, среди апостолов и ангелов. Также
присутствие апостола Павла противоречит
историческим данным (он именовался Савлом и
не имел еще никакого отношения к
христианству). Евангелисты Лука и Марк из
числа 70-ти, хотя и были в числе
присутствующих, не принадлежат к кругу
собственно двенадцати апостолов; однако они
изображаются именно в их числе. Евангелия,
которые держат евангелисты на иконе, еще не
были написаны и т.д. "Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян.1:9-11).
"И вывел их вон из города до Вифании и,
подняв руки Свои, благословил их. И, когда
благословлял их, стал отделяться от них и
возноситься на небо. Они поклонились Ему и
возвратились в Иерусалим с великою радостью.
И пребывали всегда во храме, прославляя и
благословляя Бога" Тарабукин Н.М. Смысл иконы "Вознесение навсегда останется тайной для нас, потому что при этом делается попытка изложить то, что необъяснимо и описать то, что попросту неописуемо. Но очень важно было его как-то запечатлеть. Ибо было немыслимо предполагать, что явления Иисуса станут все реже и реже, а потом прекратятся вообще. Это действительно разрушило бы веру людей. Обязательно должен был наступить день расставания, когда земной Иисус окончательно стал Христом небесным. Ученики не пошли домой с разбитыми сердцами. Они вернулись в Иерусалим с великой радостью, потому что теперь они знали, что у них есть Господь, с Которым их уже ничто больше не может разлучить. "Ибо я уверен, - сказал Павел, - что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:38.39). Вознесение придало ученикам уверенность в том, что у них есть друг не только на земле, но и на небесах. Несомненно, нет ничего дороже, чем знать, что на небесах нас ожидает Тот же самый Иисус, который был столь удивительно добр на земле. Умереть - не значит раствориться в темноте; это значит - отправляться к Нему". | |
|