Свободного времени совсем мало, тем не менее стараюсь по возможности отслеживать все новинки русского кино. Вот вчера вечером наконец посмотрела "Елену" Звягинцева и хочу поделиться своими впечатлениями. Удивила визуальная неспешность повествования, что в наш век экшн - достаточно необычно. Тут же понимаешь: а ведь это здорово! Клиповая сменяемость кадров настраивает не на созерцание - размышление, а на нервно-лихорадочные эмоции ассоциативного толка. У Звягинцева по-другому, как то всё очень по-Тарковски. И это здорово! Он не торопится и мы вместе с ним. Фильм, по содержанию, ужасен в своей экзистенциальной простоте и естественности, а самое главное в отсутствии авторской позиции и авторских нравственных оценок. Для Европы и Америки - это обычно. Для нас - нет. Может потому наши кинокомедии в целом несколько выше по уровню серьёзных фильмов - в комедиях авторская позиция не нужна История "Елены" - достаточно обыденная; развязка, лично для меня несколько неожиданна, хотя мысль о ней промелькнула по ходу фильма Игра актёров Андрея Смирнова и особенно Надежды Маркиной выше всяких похвал! Удивительно, и так бывает редко - дальнейшая судьба героев фильма очень понятна, страшна и предсказуема. И это тяжело, поскольку ничего хорошего - не предвидится, а цель, ради которой было совершено убийство - бессмысленна... Лиц в фильме трое - остальные тени. Их не запоминаешь, хотя они двигаются, спорят, рассуждают... Это странно и необычно. И в этом тоже позиция автора, на мой взгляд Фильм Звягинцева - немногословен, по сюжету - прост и естественен. Оторваться от него трудно - смотреть не легче. И конечно же содержание фильма намного шире темы бедность - богатство. Он цепляет, завораживает, заставляет размышлять и спорить с собой.
А спорить с собой нелегко, но иногда необходимо.
Посмотрела. Фильм гениальный и дико депрессивный в полной безысходности происходящего, в жизни, показанной такой "какая она есть". Блестящая работа оператора, просто блестящая! Каждый кадр на месте, ничего лишнего, и каждый - как законченное фото. Отличные актерские работы (особенно, Маркиной - она играет просто гениально!). И потрясающий музыкальный фон Филиппа Гласса.
А теперь по сути и не пересказывая сюжет, который итак уже всем известен. Есть два гениальных момента (вообще их больше, но мне именно эти два запомнились большего всего), так точно отражающих столкновение двух миров: "Шариковых" и "других". Момент номер один, когда сын Елены, стоя на балконе своего убого, зассаного, замалеванного графити дома в Бирюлеве плюет вниз на улицу. А потом уже его сын, внук Елены, из-за которого она и пошла на убийство, точь-в точь также плюет уже с балкона шикарного дома, где живет Елена. И этим в принципе уже многое сказано. Деталь, но деталь очень точная. Потому что "шариков" остается "шариковым", будь он в Бирюлево или на Остоженке. Это не впрос финансовых возможностей, это вопрос внутреннего состояния, personal dignity. Кстати, что они делают, заселившись в квартиру к Владимиру? А то же, что и в Бирюлево: пиво-орешки-зомбоящик. И другой момент. Елена, готова "отчитаться за каждый рубль", открывая сейф, в котором лежит огромная сумма денег, она аккуратно кладет туда сдачу и чек из доставки продуктов на дом. Когда Владимир отказывает ей в деньгах для внука, ей не приходит в голову просто пойти и взять деньги из сейфа, отдать их внуку и поставить мужа перед фактом. Ну да, взяла, ну что ж тут делать, ты же мне муж, а он мой внук. Так сказать, "такие дела, переживешь, у НАС не последние". Вместо этого она совершает спонтанное, но хладнокровное убийство и уже "со спокойной совестью" забирает те же деньги из того же сейфа (замечу, обворовывая этим падчерицу. Можно не сомневаться, что и квартирку они оттяпают, Кате там ничего не достанется). И в этом вся суть рабской/"шариковой"/маргинальной - как хотите ее называйте ментальности, ментальности при которой и свечку за здоровье барина в церкви поставят, и с дочкой его поговорят, и сок на подносе принесут, и не обворуют "доброго" барина, "так много для нее сделавшего", ибо это грешно, это "неправильно", зато при бунте, "бессмысленном и беспощадном", замочить того же барина топором по голове, а потом жену его изнасиловать, дом ограбить и поджечь или просто виагры ему подсыпать, пускай подохнет - это нормально, это "по понятиям". И "бунт" здесь, что интересно, вызван почти "животным инстинктом", желанием "самки" защитить потомство любой ценой.
И дело здесь не в том, что Владимир богат, а Елена бедна, а дело именно в разнице их миров, в разнице менталитетов, в разнице мировоззрения. Не знаю, меня этот фильм почему-то заставляет думать именно о "Собачьем Сердце" (в этом фильме вообще наверное каждый найдет "свое"), для меня здесь много параллелей (не сюжета, разумеется). И, кстати, для меня этот фильм вовсе не о том, что "зло побеждает зло" (как я читала во многих жж), а скорее о внутренней деградации, в результате которой побеждает зло в принципе. Потому что мне не кажется, что Владимир - это зло. Его безразличное (но внешне уважительное) и во многом потребительское отношение к Елене - это, извините, результат "контракта", на который пошли обе стороны, добровольно. И как в ней нет ни намека глубокого чувства к нему, так и в нем нет чувств к ней. Есть договор, по разным причинам удобный для обеих сторон. Холодный, безразличный договор. И видимая жестокость в отношении ее внука - это вполне логичное непонимание с какой радости он должен содержать всю ее семью тунеядцев и алкоголиков. Этого "договор" не предусматривал (не случайно Владимир говорит, что если бы речь шла о здоровье - вопросов не было бы).
Ну ладно, я что-то увлекалась
Как резюме, фильм потрясающий. Жалко, что не он номинирован на Оскар.
Оригинал взят у ms_lizzy_bennet в "Елена" Звягинцева
|