Не люблю тех, кто постоянно всем недоволен. Не люблю смотреть на их лица. Не люблю себя за свою нетерпимость. Наивно полагаю, что уж я точно не такая. Но, как говорят святые отцы, если грех ближнего тебя особенно раздражает, знай, что ты вдвойне болен им же. Как бы там ни было, считаю, что христианину не подобает надевать на себя личину недовольства и становиться живой антирекламой православному мировоззрению. И наоборот, как легко и комфортно дышится рядом с человеком, обладающем удивительной способностью — быть благодарным за всё.
Благодарить за счастье нетрудно, а вот людей, благодарящих Бога за скорби, болезни, искушения, встретишь нечасто. Меня жизнь обличает через знакомства именно с такими людьми. Их пример ещё не раз сослужит мне роль спасительной соломинки. О судьбах некоторых из них мне бы хотелось рассказать.
«По плодам их узнаете их...»
Я знала эту немолодую женщину как мать двоих замечательных детей. Где-то в глубине души я ей даже завидовала, прекрасно понимая, что мне так своих не воспитать. До сих пор для меня остаётся загадкой, как в непростые хрущёвские времена можно было привить детям такую исповедническую любовь к Церкви. Сын стал священником, дочь — многодетной матушкой. Оба — светлые, искренние, настоящие личности.
Но, как потом оказалось, роль жены для моей знакомой была не менее значительной. Более тридцати пяти лет своей жизни она отдала хроническому алкоголику. Сказать «отдала» — значит ничего не сказать. Все возможные трудности, какие только можно представить, эта женщина достойно переносила с твёрдой верой в слова евангельские: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Он несколько раз умирал, замерзал в лютые морозы на улице, получал бесчисленные травмы, а она его находила и вновь возвращала к жизни, в то время как его жизнь означала для неё ад. Последний наш разговор состоялся, когда её муж умирал от рака горла, многочисленные метастазы приносили ему невообразимые мучения. Её отчаянные попытки найти альтернативные способы борьбы с этой болезнью, конечно, не увенчались успехом. Смерть уже стояла на пороге... И тут я услышала от неё слова, которые ещё долго мучили мой эгоизм: «За всё благодарю Бога, и не хотела бы прожить другую жизнь. Всё бы отдала за его исцеление. Только бы не умирал!»
Кто-то скажет — мазохизм, кто-то — привычка. А может, это любовь? Странная, непонятная, о которой и говорил апостол Павел?
Смерть мужа принесла ей надежду на будущую встречу. Оказывается, болезнь помогла ему измениться и почить в мире с Господом и своими близкими. За это она особенно благодарит Бога.
«Пока дышу — надеюсь...»
Жизнь щедро осыпала этого человека всеми возможными благами. Деньги дарили свободу. Красавица жена дарила свою любовь. Дети — радость отцовства. Лучшие курорты мира ждали именно их. Лучшие машины стояли в гараже огромного дома. Никто и не задумывался над непостоянством земных удовольствий. Беда пришла, как обычно, не предупредив. Он убил человека, спасая от надругательства свою жену. Один из его подчинённых таким образом хотел отомстить хозяину за обиду, нанесённую ранее. Выпив лишнего, он ворвался в дом с оружием в руках и напал на бедную женщину. Всё, что помнит её муж, — это момент, когда он выхватил пистолет у нападавшего и выстрелил в обидчика. Рана оказалась смертельной. После ареста суд десять месяцев не хотел признавать факта самообороны. Десять месяцев на нарах с отпетыми рецидивистами. Вопросы «почему?» и «за что?» не находили ответа в его измученном сознании. Тем временем жене и детям приходилось продавать накопленное имущество, чтобы выжить.
И тут он вспомнил о Боге и стал просто молиться. Друзья дали телефон священника. Беседы с ним стали путеводной нитью от отчаянья к свету.
Всё это он рассказывал мне, когда уже был на свободе и жизнь постепенно входила в своё обычное русло. Могу только предположить, какие страдания перенесли эти люди. Но самое удивительное, что он благодарил Бога за происшедшее с ним искренне, считая, что если бы не тюрьма, их Встреча в этой жизни могла бы никогда и не состояться.
«Чужой муж лучше?..»
Моя подруга — человек очень даже позитивный, и на лице её всегда весёлое выражение. Единственный человек, который её всё время раздражал, — это её муж, им она была недовольна постоянно. То носки не там кладёт, то зубную пасту из тюбика выдавливает неправильно, и зарплату не такую получает, и вообще — внешние данные на троечку с минусом. То ли дело у сотрудницы Валентины — муж красавец, интеллигент, Платона на ночь читает. А как детей любит — возит одного в бассейн, другого на бокс. Убивается, бедненький, на работе, чтобы жену каждый год в Египет зимой свозить, клубникой свежей побаловать. А какие букеты обалденные дарит — заметьте, не только по праздникам...
Я часами могла выслушивать её монологи о том, как всё несправедливо в этом мире. Но ни для кого не секрет, что всё познается в сравнении, и Богу было угодно показать и обратную сторону всего происходящего. Как-то моя подруга пошла к врачу по женской части, и в очереди разговорилась с одной беременной девушкой, опять-таки, о мужьях. Девушка восторженно мечтала о том, какой у них будет ребёнок, что он обязательно будет похож на отца, и первое слово он тоже скажет «папа». Завидев мужчину в конце коридора, она с радостью вспорхнула ему навстречу — он пришёл посмотреть на своё чадо на УЗИ. «Как трогательно!» — подумала моя подруга, как тут же обомлела... По коридору к ней приближался тот самый «супер-герой», муж Валентины, которому она так самозабвенно пела дифирамбы. Оказалось, что таких «героев» может вполне хватать на две семьи...
Придя домой, она взглянула на мужа, лежавшего на диване с газетой. Ей захотелось присесть рядом и взять его за руку. «Как же я тебя люблю!..» Ни о чём другом ей больше не хотелось говорить.
Господь ежедневно и ежечасно печётся о нашем спасении. Он всё поставил на службу Своему созданию. Не пожалел и Сына Единородного для того, чтобы избавить человека от тления. Но, как писал святитель Николай Сербский, «человек избрал самолюбие — стену, отделяющую его от Бога и от людей, и обрёк себя на полное одиночество». Отсюда и произрастает неудовлетворённость, уныние и отчаяние. «Святой оптимизм», по слову блаженного старца Паисия Святогорца, освобождает душу от страха и шаг за шагом укрепляет духовные силы. Оптимизм тесно связан с верой, вера даёт надежду. В книге Руфина «Жизнь пустынных отцов» рассказывается об авве Аполлонии, который, когда видел печальное лицо брата, увещевал его, говоря, что вовсе не должно быть места для скорби у тех, для кого спасение — в Боге и надежда — в Царствии Небесном. «Пусть предаются скорби язычники, пусть плачут иудеи, пусть любят всё земное, радуются тленным и ненадёжным предметам. Нам же должно гореть восторгом, если только мы действительно ожидаем небесной славы и вечного блаженства. Не этому ли учит нас апостол? Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите (Фес. 5, 16—18)».