11:59 Святоотеческое наследие | |
О Из творений святителя Игнатия Брянчанинова. Наша мысль может возникать от процесса мышления, образовывать понятия, приводить к умозаключению, логическому выводу, доказательству, мировоззрению. Мышление, размышление есть естественная и необходимая деятельность разума и позволяет познавать даже то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Мысль близко стоит к слову. Мышлением мы познаём окружающий мир, себя, Бога, добро и зло. Но, наблюдая за собой, мы замечаем, что по мимо нашего сознания в наше мышление врываются воспоминания, представления, образы. Внутри себя мы, по словам прп. Нила Синайского, "мыслию представляем что-либо приятное, благосклонно разговариваем с друзьями, с гневом злословим врагов, пируем с гостями, строим дома родственникам, садим деревья, путешествуем, занимаемся торговлей, перебираем в мыслях, на всё, что ни подскажет помысл, соглашаясь так, как угодно страсти расположить к этому сердце наше". Итак, помыслы бывают добрые и злые. Помыслы добрые подаются нам от Бога и Ангела Божия, а злые - от бесов... Развитие, начало грехов - от прилога, когда неопытный ум начинает беседовать с прилогом, получая неподобные вопросы и давая такие же ответы. Тогда наши собственные мечтания смешиваются с демонскими мечтаниями, любезными, красивыми и привлекательными, и держат совещания и устраивают внутри души радения. ...ПРИЛОГ, как простое слово(мысль) или образ предмета, являющийся уму и вносимый в сердце, или воспоминание прежних грехов. Сам по себе прилог безгрешен, хотя может он быть от страсти, но "если ум наш опытен, обучен и навык блюсти себя от приражений и видеть ясно, как днём, обольстительные мечтания и прелести лукавых, тотчас отпором, прекословением и молитвой Христовой легко угашает разженные стрелы диавола, не позволяя страстному мечтание увлекать вслед себя и наши помыслы"(Прп. Максим Исповедник) Затем может произойти СОЧЕТАНИЕ, то есть страстное или бесстрастное беседование с образом прилога, что приводит к смешению наших помыслов и помыслов демонов; поэтому при дружелюбной беседе с признаком прилога может произойти СОСЛОЖЕНИЕ. Сосложение же есть склонение души к виденному, согласие, соединённое с услаждением, и может быть грешно или безгрешно по устроению подвизающегося. Насильственное, или невольное, увлечение сердца увиденным образом вызывает ПЛЕНЕНИЕ души, которое порождает борьбу с победой или поражением. Если же похотное расположение через долгий навык соделывается свойством, так что душа произвольно стремится к удовлетворению его, то образуется СТРАСТЬ, которая, несомненно, по словам прп. Иоанна Лествичника, "осуждается и, если не будет очищена равносильным покаянием, подлежит вечному мучению". Прп. Иоанн Лествичник далее поучает, что есть ещё НАБЕГ мысли(помысл) без слова и образа, внушающий искушаемому страсть. Тогда "душа от одного взгляда, или прикосновения руки, или слышания пения страстно блудствует (оскверняется и растлевается похотью), не думавши о том и не замышлявши того". Итак, по словам прп. Нила Синайского, "демоны воюют с душой помыслами", ибо лукавый, как говорит прп. Исихий, "будучи умом бестелесным, не иначе прельщает души, как через мечтания и помыслы". ...Люди по незнанию думают, что это естественно, что делают всё по собственному рассуждению. Поэтому Дух Святой и повелевает в Писании: Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль (Втор. 15,9.) Мы же часто, по словам прп. Нила Синайского, "Бога и Владыку оставляя, ведём беседу с нечистыми бесами (в помыслах)", забывая закон: Не паши на воле и осле вместе (Втор. 22,10.), - то есть с помыслом чистым и нечистым не приносить молитвы. ...По учению отцов, "благочестие же настоящее состоит не в том только, чтоб не делать зла, но чтоб и не помышлять о нем. Кто не помышляет о зле, в том нет нечистоты" (прп. Симеон Новый Богослов) Поэтому, по словам прп. Макария Великого, "самое главное оружие для борца и подвижника состоит в том, чтобы, вошедши в сердце, сотворил он брань с сатаною". Во время этой брани, поучает прп. Макарий Великий, "лукавые духи борются с душой, а Бог и Ангелы взирают на подвиг", как ум и совесть дают вразумление сердцу, которое не принимает помыслов лукавых, не соуслаждается, не соглашается с бесплотной злобой духа, и как дух человека, отвращаясь зла, не входит в общение с духом тьмы. Греховные же навыки порождают страсти, которые пагубны для спасения. Поэтому в деле молитвенного совершенствования полезно знать учение отцов о страстях и борьбе с ними. О НЕОХОДИМОСТИ ЧТЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ, Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1 Кор. 1:10). Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели. Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Небо приняло в свое блаженное недро святых Отцов. Этим оно засвидетельствовало, что мысли, чувствования, деяния святых Отцов благоугодны ему. Святые Отцы изложили свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое верное руководство к небу, засвидетельствованное самим небом, – писания Отцов. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания Отцов соединяются все в Евангелии; все клонятся к тому, чтоб научить нас точному исполнению заповеданий Господа нашего Иисуса Христа; всех их и источник и конец – святое Евангелие. Святые Отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых Отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие: тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия, без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов, приступившие непосредственно, с слепою дерзостию, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных. Чтение писаный отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, словом сказать,– спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении Духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства (Преп. Нил Сорский. Правила). | |
|