ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
По Общепринятому мнению, праздник
Рождества Христова принадлежит к самым первым временам Церкви и древнее в
Церквах Западных, нежели чем в Восточных, но это касается только даты
25 декабря. В Церквах же Восточных до IV века он праздновался 6 января и
был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер
и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества, но вообще явлению
Бога во плоти, откровению во Христе Божественной благодати, отчего и
назывался Богоявлением. Первоначальным основанием праздновать Рождество 6
января служило не историческое соответствие этого числа дию Рождества Господня, который и для древности оставался неизвестным, а таинственное
понимание соотношения между Первым Адамом и Вторым Адамом. Второй Адам,
по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в те же дни, в
которые родился и умер первый Адам (т.е. родился 6 января)... С IV века
между Восточными и Западными Церквами устанавливается единство
относительно времени празднования, именно - 25 декабря. Впервые праздник
был введен в Церкви Константинопольской около 377 года по указанию
императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святому Иоанну
Златоусту, а отсюда он распространился по всему Востоку.
автор С.В.Булгаков
Рождественский сочельник
Накануне Рождества
Назван этот день по обычаю строго поститься "до звезды"
и вкушать вечером (для подкрепления сил перед дивной и торжественной
службой) сочиво - сваренные в меду зерна пшеницы. Варились в этот день
кисели и компоты, и дети, нетерпеливо поглядывая на вечереющее небо,
искали звезду, подетски принося свои первые жертвы являющемуся в мир
Богомладенцу. Красивы и благочестивы эти обычаи русской старины. Но не
это составляло суть праздника для православной души. Не очень разбираясь
в премудрости богословия, не всегда зная во всей полноте Священное
Писание, знали и глубоко переживали на Руси, храня в самой глубине души,
великую истину: нас ради, человек, и нашего ради спасения. Присносущный
и Вселюбящий Бог Слово сходит в эту святую ночь с Небес, покидая
невообразимо светлое и прекрасное Свое Царство, чтобы стать на земле
Младенцем, вырасти, испытав все немощи человеческого тела, принести
людям Благую весть об искуплении - и умереть за них: за каждого в
отдельности и за всех вместе. И воскреснуть, взойти на Престол Славы - и
открыть дорогу обновленному, рожденному для Вечной жизни человеку.
День навечерия Рождества Христова
проводится в строгом посте и называется сочельником или сочевником, так
как употребляется в пищу сочиво - сушеные хлебные зерна, размоченные
водой, либо постная каша и овощи. Пост хранится до вечрней звезды, в
знак воспоминания звезды Вифлеемской.
Сочельник - это прежде всего семейной ужин. По старинному
обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе; и яслях, затем
застилали белоснежную некрахмаленную скатерть; в центре ставили
ритуальное сочиво и другие кушанья, которых непременно должно быть
двенадцать. Непременным украшением была праздно-наряженная елка с
зажженными свечами и подарками под ней.
Сочельником заканчивается Рождественский пост; в самый день
праздника Рождества верующие разговляются (то есть вкушают скоромную,
не постную пищу), и затем на протяжении святок - с 8 по 17 января - пост
в среду и пятнтцу отменяется.
|
КАРНАВАЛЫ НЕУМЕСТНЫ
Святки - это особое праздничное время после
Рождества и до Крещенского сочельника. Но, к сожалению, многие
воспринимают святочные дни как дни необузданного веселья, праздности. К
изначальному смыслу Святок это не имеет никакого отношения.
Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие
стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется
Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Ту, от
которой родился Спаситель.
Святки - дни радости о том, что родился для нашего спасения
Господь Иисус Христос. Принято ходить в гости, навещать больных,
стариков, заключенных, бедняков, да-рить подарки, чтобы и они могли
разделить с нами счастье Рождества Христова.
На Святки отменяются все посты, трапезы обильны,
разнообразны. Специально к этим дням с детьми разучивают духовные стихи,
песнопения, рождественские сценки.
По неведению святость этих дней часто нарушается "народными обычаями": гаданиями переодиваниями в шутовские костюмы и т.д.
КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ
1-12 дней Святок - святые дни, а не время
безудержного разгула. Это гостевой период, когда мы все ходим друг к
другу в гости, навещаем родственников, близких, духовника, например.
В некоторых приходах в святочные дни принято ходить по домам
немощных, больных людей - петь рождественские песно-пения, колядки,
приносить небольшие посильные''подарки, гостинцы.
Ну а теперь тоже самое, только по другому,
зачем повторять одно и тоже 2 раза спросите вы? А вот зачем. Рождество
это и православный и народный праздник.Какие то традиции остались нам от
православия, а какие то, идут еще от языческих времен, а что то завез
Петр I из Европы. Так Вот только что я рассказывала как говорит нам
церковь празднавать рождество, а сейчас я расскажу как простой люд
встречал эти праздники.
ТРАДИЦИИ РОЖДЕСТВА
Накануне Рождества детям читали евангелие или
рассказывали о рождении Христа. В Сочельник и рождественскую ночь
зажигали и ставили на окна свечи. А на улицах жгли костры, чтобы согреть
в морозную зимнюю ночь новорожденного Иисуса Христа. Зажгите и вы в
сочельник свечи. Это объединит вас с вашими предками и миллионами людей
во всем мире, кто празднует в этот день наступающее Рождество и, может
быть, именно в этот момент тоже зажигает свечи. Накануне Рождества дети с
бумажными звездами и фонариками в сопровождении взрослого ходили по
городу и стучались в те дома, где на окнах были зажженные свечи. Они
пели рождественские песни, славящие Христа, шутили, разыгрывали целые
спектакли, плясали. А хозяева были рады пригласить певцов в дом, к
столу, или щедро наградить их рождественскими лакомствами. Не принять
христославов считалось грехом для хозяев.
|