18:08 Польское Православие и вызовы современности | ||||||||
Cвященник Антоний Борисов
- Владыка, в своем докладе Вы упомянули, что главным кризисом, с которым сейчас сталкивается современное общество, является, прежде всего, кризис веры. Между тем, многочисленные социологические опросы, которые проходят в Польше, свидетельствуют о том, что абсолютное большинство польского населения исповедуют ту или иную религию, по большей части католичество. Чувствуется в современной Польше кризис веры, о котором Вы говорили в своем докладе? - Да, чувствуется. К удивлению, в коммунистические времена в Польше было больше уважения общества к Церкви, и к Православной, и к Католической, чем сейчас. Конечно, в Польше больше декларируется как верующих, но я об этих проблемах упоминал, что вроде человек верующий, но когда мы посмотрим на его понимание веры, чего он ожидает, какую цель он усматривает в своей вере, то можно сказать, что с этой верой уж не так хорошо. И сейчас замечается уход от веры. Я даже скажу так: в Польше преподается Закон Божий в школах уже 21 год. Раньше он преподавался на приходах. И от этого есть польза. Но есть также и негативное, потому что лекции Закона Божия воспринимаются, как еще один предмет. И это также на многих действует отрицательно. - Это касается и католического, и православного населения Польши? - Да. Католического чуть больше, но и православного тоже касается. - Если говорить о православном населении Польши, оно для стороннего наблюдателя не так заметно, как католическая часть населения. Кто те люди, которые исповедуют в Польше Православие? - В Польше проживают около 600 000 православных. Польская Православная Церковь насчитывает примерно 300 приходов во всей Польше. Это небольшое количество, по сравнению с тем, что население Польши практически 40 миллионов человек. Но мы имеем те же права, что и католики. В Польше к Православной Церкви принадлежат верующие разных национальностей: поляки, белорусы, украинцы, русские. Это привносит особенную специфику, с которой мы должны работать. Но все-таки объединяющим началом всех этих верующих разных национальностей является именно православная вера. И очень часто мы слышим: «Ты кто?», а в ответ: «Я православный». Не скажут, какой национальности, а скажут, что православный. - Православные по отношению к католическому населению Польши являются меньшинством. Имеет ли право православное меньшинство реализовывать в польском государстве какие-либо проекты, влиять на польское правительство, общество? - Да, мы имеем все те права, которые имеют и католики. Конечно, влиять на действия власти нам труднее, потому что они более слушаются своих священников. Но, конечно, мы можем реализовать все те проекты, которые реализуют и католики. Но Закон Божий, также как и у католиков, преподается в школах, государство платит преподавателям Закона Божия зарплату, и православным также. Имеем своих капелланов в армии, имеем своих священников, работающих в госпиталях, в местах заключения, в разных учреждениях, как просто духовников, и в полиции. Все службы имеют своих духовников. Мы также имеем своих там православных духовников. Это, конечно, благодаря сильной позиции Католической церкви. Они это все как бы пробивают. Но мы этим также пользуемся. - Польская церковь получила автокефалию сравнительно недавно. И, помнится, когда я сам бывал в Польше и общался с польскими священниками, главный вопрос, который тогда этих священников во многом волновал - это то, каким будет будущее Польской Церкви, каково самоопределение? Будут ли по-прежнему сохраняться традиции Польского Православия, существовавшие еще до автокефалии или же будет осуществляться переход, например, богослужения на польский язык?
Я думаю, что молодежь сейчас не знает церковнославянского, не знает также русского, который ближе к церковнославянскому, поэтому эволюционным образом будем переходить к польскому языку. - Известно также, что Польская Церковь живет сразу по двум календарям, - по старо-юлианскому и ново-юлианскому. И, насколько мне известно, глава Польской Церкви митрополит Савва даже на Рождество сначала совершает праздничную службу 25 декабря, а потом едет на восток Польши и совершает эту службу 7 января. Та разница, что существует сразу два календаря, также подчеркивает некий переходный период в истории Польской Церкви. Скажите, какого все-таки календаря будет придерживаться Польская Церковь? - Есть тенденции у нас даже к тому, чтобы везде был старый стиль, старо-юлианского календаря. Те приходы, где совершается по новому стилю — это следствие исторических событий. В межвоенный период к этому принуждали нас власти государства. То есть, между Первой и Второй войной православным не так уж и легко жилось в Польше. Конечно, тоже был Закон Божий в школах, все было, но всем известно, что многие храмы также разрушались. Польские власти разрушали храмы. Просто решали, что этот приход внештатный и нужно его ликвидировать. Потому что Церковь содержалась на государственные деньги и православные тоже. Также пытались воздействовать на православных, мешать нормальной жизни, развитию Церкви, насильственно вводить польский язык богослужения и новый стиль. И поэтому, в некоторых местах, - Варшаве, Люблине, Лодзи, Кракове, осталось это с тех времен. Там служат согласно ново-юлианскому календарю. А вот в восточной части Польши старый стиль. Там люди в послевоенный период просто не пошли в храм, когда совершалось богослужение в новом стиле. У нас это не проблема. У нас не ссорятся между старым и новым стилем. Есть осознание, что это средство нашего спасения, но не самоцель. Цель — это спасение, а календарь и богослужение это только средство, помогающее нам идти правильным путем ко спасению.
- Я думаю, мы все переживаем большой кризис веры и влияние СМИ и фильмов, я об этом говорил также в докладе, но, естественно, это влияет на каждого человека. Можно считать себя верующим, но то, что мир набрасывает на каждого, остается в душе каждого верующего. Поэтому мы замечаем некоторое охлаждение к жизни церковной, преданности Церкви. В этом году очень странно, нашлись некоторые политики, которые захотели убрать Закон Божий из школ, и они думали, что это проба, как отреагирует общество. Может быть, создадут какие-то партии антикерикальные. Были призывы убрать даже христианские символы из общественных мест. Конечно, в Польше пока этого не произойдет, Польша довольно привязана к христианским традициям. И даже часть понимания национального характера, это есть христианские традиции, этого так быстро не выкрутишь. Но все-таки какие-то попытки бороться с Церковью и теми новыми правами, которые получила Церковь, они постоянно есть и даже усиливаются. Поэтому мы должны за этим смотреть и прикладывать все усилия для того, чтобы люди не теряли веры. Это самое главное. Если будут истинно-верующими, то все другие проблемы не перестанут существовать. | ||||||||
|