Главная » 2010 » Октябрь » 10 » Иконография Иисуса Христа
23:53
Иконография Иисуса Христа

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV — IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях.

Описание монаха Епифания (начало IX в.):

Спаситель «был весьма прекрасен видом (как глаголет пророк (Пс. 44, 3): „красе́н добро́тою паче сынов человеческих"), ростом же или телесным возвышением шести полных фут; русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья; брови же черные и не особенно согнутые; очи светлые и блестящие (подобно тому, как рассказывает история о праотце Его Давиде (I кн. Царств, XVII, 42): „той детище бе, и чермен и леп очима" (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокий, с долгим носом, с русою брадою, имея длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человеческая, кромеетском Его возрасте; с легким склонением выи, настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь рост; пшеничного цвета тела, лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка с уживающееся к низу, слегка покрывающееся румянцем, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нрав и кроткий обычай и во всем безгневную благость, какую описало Слово незадолго в Его Матери, ибо во всем Он Ей уподоблялся и приравнивался». 

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягненка (агнца) (Ин. 1:29), пеликана, рыбы, якоря и т. п. Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа запрещены.

Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Свое развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему кресчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы Α и Ω (Откр. 1:8, 1:10, 21:6, 22:13). Позже (с XI в.) «земное» имя подписывается ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ο ων (означает «Сущий» (Исх. 3:14)) в трех видимых лучах кресчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования. После раскола, как ответ старообрядцам, на написание имени Iсус с одной «и» в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи IИС ХС, не получившие широкого распространения.

Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий.

Категория: Иконы | Просмотров: 1267 | Добавил: Иерей | Рейтинг: 0.0/0